Виды деятельности студентов
Объект исследования:
Театр
1. Сбор, анализ и обобщение информации
Исследовать, какие авторы и названия, интересные школьникам, встречаются на афишах московских театров:
  • изучить интересы школьников (анкетирование, интервью, опросы, наблюдение за тематическим общением в социальных сетях и т.д.);
  • изучить афиши театров на предмет конкретных и общетематических совпадений;
  • изучить содержание отзывов юных зрителей о спектаклях в сети и СМИ;
  • посетить спектакли, гипотетически отвечающие интересам юных зрителей, зафиксировать реакцию в зале, провести блиц-опросы;
  • проанализировать собранный материал и оформить итоговые размышления.
Изучить театральные студии, клубы, лектории, мастер-классы и т.д. ориентированные на молодых:
  • создать карту неформальных театральных объединений города, ориентированных на детей и молодёжь;
  • изучить и зафиксировать заявленные на сайтах и социальных сетях цели и направления деятельности; создать классификацию, основанную на нескольких ключевых показателях;
  • посетить выборочно несколько объединений и произвести непосредственные наблюдения, опросы, анкетирование;
  • проанализировать собранный материал и оформить итоговые размышления.
2. Наблюдение за деятельностью профессиональных театров и сотворчество
Создание рецензий на спектакли:
  • выбрать несколько спектаклей, сходных по теме в разных театрах Москвы;
  • договориться с сотрудниками театра о возможности посещения;
  • посмотреть спектакли, приобрести программки или скачать их на сайте театра;
  • создать набросок рецензии, опираясь на предложенный алгоритм.
Ведение театральных блогов:
  • познакомиться с несколькими примерами театральных блогов в Сети;
  • выбрать свою нишу, целевую аудиторию и образ автора;
  • выбрать несколько различных театральных событий, ориентированных на Вашу целевую аудиторию (спектакли, читки, диспуты, мастер-классы и т.д.);
  • договориться с организаторами о возможности посещения и посетить события;
  • создать несколько публикаций авторского блога.
Создание адресных драматургических этюдов и инсценировок:
  • выбрать один экспериментальный, молодёжный театр, ориентированный на творческое общение со зрителями;
  • изучить подробно афишу и план мероприятий;
  • договориться с сотрудниками театра о возможности посещения значительной части репертуара и событий, посетить не менее 7 мероприятий и составить представление о дефицитах;
  • изучить методы создания авторских пьес или инсценировок на мастер-классах или по специальной литературе;
  • создать авторское произведение, восполняющее дефициты данного театра.
3. Изучение мнений и поведения граждан
Исследование зрительских бесед в социальных сетях, блогов, дискуссий, отзывов:
  • определить сетевые пространства, в которых ведутся дискуссии и размещаются отзывы по поводу театральных событий;
  • выделить те пространства, в которых активно проявляют себя дети, молодёжь, родительское и педагогическое сообщество;
  • проанализировать состав участников, типологию тем, особенности проблематики и стиля;
  • посетить спектакли, вызвавшие наиболее интересные и активные обсуждения участников и принять участие в беседе, проследить за реакцией участников;
  • составить путеводитель с кратким описанием сообществ, полезный для интересующихся участников.
Изучение обсуждений спектаклей в зрительских клубах, на фестивалях и т.д.:
  • определить через поиск в сетях театры и иные организации, регулярно организующие зрительские клубы и обсуждения;
  • изучить по сетевым ресурсам виды и формы подобных встреч и выбрать для посещения несколько (не менее 5) максимально различных по всем характеристикам;
  • зафиксировать и описать особенности ведения встреч организаторами и особенности состава и специфики общения участников;
  • проанализировать полученные данные и оформить аналитический обзор.
4. Создание собственного проекта
Разработать идеи творческого учебного занятия по спектаклю (игры, урока, серии занятий, сценария обсуждения).
Объект исследования:
Библиотеки
1. Собирать, анализировать и обобщать информацию
Изучать фонд библиотеки
Формат работы: записаться в библиотеку и изучить фонд. Узнать, открыт или закрыт фонд, как в нем можно сориентироваться (самостоятельно, с помощью...), как найти нужную книгу, какой категории читателей адресован, какие коллекции есть в библиотеке.
Изучать события и образовательные программы в библиотеках
Формат работы: посетить событие и взять интервью, прийти на занятие и понаблюдать. Узнать, где и как получить информацию, какие события проходят, кому они адресованы, как собирается аудитория, какие есть образовательные программы, их направленность, адресат, как и где проходят, кто ведет, есть ли партнеры, кто, можно ли провести библиотечное событие «человеку со стороны».
Изучать инклюзивные проекты московских библиотек
Форматы работы: изучить сайт, взять интервью. Узнать, с чего начинается и чем заканчивается инклюзия, проекты инклюзивные или адресованы особой категории посетителей, на какую категорию посетителей с ОВЗ рассчитаны проекты.
2. Наблюдать за деятельностью профессионалов
Изучать библиотечные пространства: их доступность, дизайн
Формат работы: наблюдение. Изучать, как организован доступ в библиотеку, как используется/функционирует пространство, какие зоны выделены, мобильно ли пространство, есть ли «предпочитаемое» пространство у разных категорий читателей, что делают / могут делать посетители в библиотеке, какие есть услуги и удобства, их доступность и комфортность.
Изучать сообщества, использующие библиотечное пространство
Формат работы: наблюдение, интервью. Узнать, как работает библиотека с читателями, есть ли кружки и клубы, есть ли постоянные встречи «сообществ» в библиотеке, каких, ориентирована ли библиотека на работу с «нечитателями».
3. Изучать мнения и поведение горожан
Изучать мнения посетителей библиотек. Формат работы: интервью, опрос, наблюдение, в том числе включенное, анализ наглядной информации и сайтов. Задачи: изучать мнения горожан о библиотеках, изучать способы коммуникации библиотеки с посетителями.
4. Сделать самостоятельный проект
Разработать библиотечный проект просветительской, образовательной тематики, например, организовать книжное событие с целью привлечения внимания молодежи к ресурсам библиотеки.
Объект исследования:
Музеи
Что можно делать?
Собирать, анализировать и обобщать информацию
Посещать музеи, выставки, образовательные программы, экскурсии и музейные события. Форматы работ: составить тематический список, дайджест, написать рецензию, составить календарь событий, карту / электронную карту, инструкцию, как посетить музей и т.д.
Наблюдать за деятельностью профессионалов
Посещать музеи, изучать музейное пространство и деятельность специалистов. Форматы работ: оценить доступность для людей с ОВЗ, оценить доступность для родителей с маленькими детьми, стажироваться у профессионалов (экскурсоводов, музейных педагогов) и составить список методических советов, стать волонтером музея.
Изучать мнения и поведение горожан
Провести опрос/анкетирование посетителей музея. Форматы работ: изучить мнение о музее, экспозиции, выставке, создать портрет посетителя музея.
Создать собственный проект
Изучить экспозицию музея. Форматы работ: разработать маршрутный лист, экскурсию, стать волонтером музея и участвовать в его работе.
Социологические исследования пригодятся в случае выбора любой группы задач. Основным форматом их работы станет проведение опроса. Он может быть как очным, так и заочным (с помощью интернета). Опрашивать в зависимости от задач можно горожан – посетителей музеев, библиотек, театров, парков и т.д., профессионалов – сотрудников этих и других организаций, вовлеченных в социальную инфраструктуру города, а также целевую аудиторию собственного проекта.
Проведение опроса включает такие шаги, как:
1
знакомство с научной литературой по теме и проведенными ранее подобными исследованиями;
2
составление технического задания: проблема, цель и задачи, гипотеза, целевая аудитория;
3
составление короткого вопросника, который заканчивается «паспортичкой».
Изучение городских сообществ составляет особую группу городских исследований. Этот объект выбирают немногие студенты, поскольку ими пока не осознается важная роль сообществ в жизни города, а изучение их представляется затруднительным. Однако изучение сообществ очень важно.

Прежде всего, взаимодействие с городскими сообществами – новое направление развития современных университетов, стремящихся реализовать свою так называемую «третью функцию», которая связана с интеграцией вузов в общественную жизнь и предполагает активную социальную позицию университетов в отношении своего города и его жителей.

Фото клуба шахматистов
«Бобби Фишер».
Источник: TheVillage
Важно также, что сообщества обладают большим образовательным и развивающим потенциалом для будущих педагогов.
Высокая мотивация деятельности участников сообществ основана на их абсолютной добровольности, общих личностно значимых целях, а также игровых элементах, свойственных многим сообществам (ролевые, настольные, спортивные и прочие игры, соревновательность, отличительные знаки и другая атрибутика, костюмы и т.п.). Знакомство с этими чертами сообществ может пригодиться при создании образовательных проектов.
Кроме того, участие в сообществах различного рода, не только в тематических (по интересам), но и в профессиональных, а также в соседских, – важная часть жизни многих современных горожан. Опыт взаимодействия с сообществами даст возможность познакомиться с этой стороной жизни современного города и открыть новые возможности интересного времяпрепровождения.
Возможные форматы исследования городских сообществ:
1
изучать городские сообщества: соседские, спортивные, читательские и т.п. (что объединяет, где собираются и т.п.);
2
изучать деятельность сообществ определенной тематики (по выбору) и их лидеров;
3
исследовать мнения участников сообществ (мотивация участия, потребности, дефициты, ценности, общая деятельность);
4
проектировать молодежное (студенческое) сообщество.