Неформальные театральные практики
Ресурсы и направления исследований
  • старший научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат педагогических наук
Театральные ресурсы, которые могут быть полезны школьникам, студентам и педагогам:
  • театральные студии в образовательных учреждениях, любительские театры
  • городские театры-студии
  • профессиональные театры с постановками на иностранных языках
  • иноязычные театральные фестивали
Примеры театральных студий в образовательных учреждениях и любительских театров:
  • театр Ю.А. Раскиной, гимназия № 1567
  • театральная студия на английском языке, школа № 1238
  • театральная студия на английском с носителем «Drama Class»
  • театр «Cendrillon» (школа № 1535)
  • студенческий театр «Croissant» (МГЛУ)
  • театр на французском языке — TLF Московского городского Дома учителя
Исследуя их, обратите внимание прежде всего на то, как именно представлена информация о данных ресурсах в интернете. Некоторые ресурсы не имеют специальных сайтов, но могут иметь группы в соцсетях. Некоторые представлены как в соцсетях, так и на сайтах. Анализируя имеющуюся информацию, следует обратить внимание на то, насколько она полная, есть ли все данные, которые необходимы школьникам/учителям/родителям. Например, важной является информация о требованиях к потенциальным участникам (возраст, уровень владения языком); о возможности платного или бесплатного посещения, об открытости/закрытости ресурса.
Иноязычные театральные фестивали:
  • Международный Шекспировский фестиваль школьных театров на английском языке
  • Театральный фестиваль детских и юношеских спектаклей на иностранных языках «SmileS»
  • Песенный и драматический фестивали ассоциации MELTA
  • Международный фестиваль молодежных театров на французском языке «Maski»
  • Всероссийский Фестиваль театра и песни на французском языке «Поющий Менестрель»
  • Международный фестиваль детских театров на французском языке «Зеленый мандарин»
При исследовании театральных фестивалей можно, например, проанализировать, какие школы являются наиболее активными участниками, какие требования предъявляются к фестивальным постановкам. Кроме этого на сайтах фестивалей или в социальных сетях бывают видеозаписи лучших спектаклей, которые можно анализировать на предмет их методической ценности для изучения языков.

Городские театры-студии и профессиональные иноязычные театры – это платный ресурс, в этом главное ограничение, с которым может столкнуться как его исследователь, так и потребитель. Однако и здесь есть исследовательская возможность: можно с помощью сайтов и афиш изучать, какие произведения ставятся в этих театрах и студиях, какие из них наиболее полезны для просмотра тем, кто изучает иностранный язык. Приведем несколько примеров таких студий.
При изучении каждого типа представленных здесь ресурсов стоит также обратить внимание на доступность ресурса в организационном плане: насколько легко приобрести билет, записаться на посещение спектакля, связаться с организаторами по телефону и т.д.
На основе собранной информации можно составить аннотированные списки, рекомендации, электронные карты или рейтинги.