Библиотеки
как неформальная образовательная среда
  • ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат педагогических наук
Важно
Прежде чем приступать к работе, необходимо дочитать задание до конца и спланировать, когда и как именно вы его будете выполнять
Методика исследования библиотеки:
  • 1
    Выбрать библиотеку в процессе web-серфинга
    Для этого необходимо определить, какими критериями вы будете руководствоваться. Например, библиотека расположена в шаговой доступности, большая часть обучающихся уже посещает эту библиотеку, библиотека выбрана большинством обучающихся при представлении нескольких библиотек учителем/преподавателем/..., удобный режим работы и т.д. Необходимо найти и обосновать не менее 3-х критериев.

    Перед посещением изучите и проанализируйте сайт библиотеки.
  • 2
    Записаться и посетить выбранную библиотеку
    Обратите при этом внимание на:

    • транспортную доступность;
    • условия записи (если пришла группа, каждый ли должен записаться в библиотеку или руководитель может провести группу, какие документы нужно иметь при себе и т.д.), особое внимание обратите на то, как именно вас знакомили с правилами;
    • «бытовую» инфраструктуру: гардероб (возможность оставить куртки/пальто без вешалок, сумки, рюкзаки и т.д.), туалеты (мыло, туалетная бумага и т.д.), наличие бюджетного пункта питания (внутри библиотеки или в шаговой доступности от нее), наличие аппаратов с кофе и снеками, наличие места, где можно перекусить тем, что взято с собой, наличие свободных розеток для зарядки гаджетов;
    • что можно взять с собой в помещение библиотеки: какой гаджет, где можно пользоваться ноутбуком, размер сумки/рюкзака, кофе в термосе и т.д.;
    • помещения библиотеки: абонемент, читальный зал (залы) и расположение мест в нем, помещения для групповой работы, рекреационные зоны и т.д. Есть ли удобная навигация по библиотеке (таблички на помещениях, указатели, доступность и благожелательность сотрудников, к которым можно обратиться, и т.д.). Если библиотека расположена на нескольких этажах, то по возможности определить критерии зонирования;
    • возможность работы на компьютере библиотеки (платно/бесплатно, по читательскому билету, ограничения по времени и т.д.) и количество компьютеров в свободном доступе, возможность работать на собственном ноутбуке: за столом, на подоконниках, на подиуме и т.д., возможность его подзарядки;
    • доброжелательность/императивность личной коммуникации сотрудников, визуальной коммуникации (плакаты, картинки и т.д.);
    • услуги библиотеки: сканирование, ксерокопирование, перенос на карту памяти, диск и т.д., их доступность, в том числе и по бюджету;
    • возможность использования помещений библиотеки для групповой учебной работы (по заданию учителя, в процессе подготовки проекта и т.д.), сообществами, не связанными с библиотекой. На это нужно обратить особое внимание и выяснить, есть ли возможность провести в библиотеке групповую (стороннюю) работу, встречу и т.д.: есть ли такая возможность в принципе, что нужно для этого сделать учителю / организатору встречи.
  • 3
    Изучить фонд библиотеки
    • какие фонды доступны читателям, а какие – нет. Понятна ли расстановка книг в открытом фонде? Книги из открытого фонда можно взять в читальный зал и/или только на абонемент? Оказывает ли сотрудник библиотеки помощь в поисках книги (название книги и автор указан, источник описан приблизительно и т.д.)? Доступен ли сотрудник? Какой периодикой располагает библиотека?
    • электронные фонды библиотеки: оцифрованные редкие книги и т.д., подключение библиотеки к базам данных и возможность воспользоваться этими данными самостоятельно / с помощью библиографа и т.д.;
    • наличие «изюминки» в фонде библиотеки, т.е. «оригинальные коллекции» (редкие книги, тематические подборки, личные коллекции), как они представлены;
    • библиотечные выставки: их тематика, адресованность, возможность взять книгу с выставки (домой, в читальный зал и т.д.).
  • 4
    Оценить работу справочно-библиографического отдела
    • наличие и удобство каталогов (бумажный, электронный, возможность выйти в каталог с домашнего компьютера);
    • помощь библиографа (какую конкретную помощь может оказать библиограф);
    • услуги библиографического отдела.
  • 5
    Понаблюдать за посетителями библиотеки
    В библиотеке желательно пробыть целый день или несколько раз по нескольку часов в разное время суток, также желательно посетить библиотеку в рабочий, воскресный, праздничный дни. Отметить, сколько посетителей в библиотеке в разные дни и в разное время, контингент посетителей, основные занятия (читают, работают на компьютере, общаются друг с другом и т.д.), распределенность посетителей по помещениям библиотеки, работа сотрудников с читателями и нечитателями; форматы привлечения читателей в библиотеку.
  • 6
    Посетить библиотечные мероприятия и события
    На выбор: эпизодические и на постоянной основе, адресность (категория посетителей, нечитатели), информация о событии, место проведения и т.д. Направленность событий: образовательные, развлекательные, «для расширения кругозора» и т.д. Самое главное — понять, как эти события связаны с чтением, книгой, библиотекой, городом и т.д. Необходимо побывать на таком событии/мероприятии, отметив, как происходит информирование о событии, возможен ли свободный доступ (без записи в библиотеку), место проведения (как расставлена мебель в помещении, удобство рассадки, возможность войти/выйти, мешает / не мешает читателям), как работают сотрудники на разных этапах события, как себя ведут участники события (пассивно/активно, в чем активность и т.д.). Необходимо выяснить, может ли библиотека организовать и провести событие по просьбе со стороны (например, по заказу школы).
  • 7
    Понять, как библиотека получает «фидбек» от читателей
    Например: как устанавливает обратную связь (опросные листы, вопросы при беседе, раздел сайта, короткий вопрос на флипчарте и т.д.)? Как посетители могут узнать отзывы других читателей, участников событий и т.д.?
Все наблюдения зафиксировать. Обязательно:
  • свои впечатления
  • те вопросы, на которые ответ не получен
  • проблемы, которые возникли при посещении библиотеки
  • вопросы, которые возникали по ходу посещения библиотеки и знакомства с ее инфраструктурой
Отчетность
Собранный материал можно систематизировать и оформить в формате плаката «В библиотеке (указать конкретно) можно/нельзя». Плакат необходимо дополнить фотографиями (взятыми с сайта, сделанными самостоятельно). Помните: категорически нельзя фотографировать детей без разрешения родителей. Если вы снимаете посетителей или сотрудников, а не только интерьеры, уведомьте их об этом и попросите разрешения. Для облегчения задачи вы можете привести в библиотеку близкого человека и сделать с ним несколько постановочных кадров. Кстати, обратите внимание, можно ли сканировать источники на телефоны и планшеты. Ваш плакат должен носить мотивирующий характер, должен «рекламировать» библиотеку как неформальное образовательное пространство (поэтому при исследовании библиотеки надо сосредоточиться на поисках тех возможностей, которые в библиотеке есть).

При необходимости вы можете использовать следующие источники:
  • Дубинина О.А.
    Библиотека в пространстве современного города. Архитектура и дизайн. От прошлого к будущему. М.: Библиомир, 2014. 160 с., илл.
  • Матлина С.Г.
    Библиотечное пространство: воображаемый образ и реальность. М.: Библиомир, 2015. 232 с.
  • Михнова И.Б., Пурник А.А.
    Эффективная библиотека: как обустроить библиотеку и сделать ее нужной людям: практическое руководство. М.: Росс. гос. б-ка для молодежи, 2018. 432 с., илл.