ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат педагогических наук
С чего начать?
Для начала попробуйте ответить на несколько вопросов. Ответы на эти вопросы пригодятся вам для формулировки цели исследования.
Когда вы в последний раз были в музее?
Что именно в музее или в его работе вам особенно интересно?
Для кого вы хотите изучать музей: для себя лично, для себя как будущего педагога, для музея (сделать его лучше), для своих (будущих) учеников, для кого-то еще?
Этап 1
Начать работу стоит с посещения музея. Это поможет выбрать тему и уточнить, что именно вы будете изучать (объект исследования).
Что сделать при первом визите:
Выберите любой музей города
Узнайте, где он находится и когда открыт
Посетите музей
В музее осмотрите не только экспозицию
Обратите внимание на здание музея, входную зону (фойе), систему навигации (указатели, таблички), афиши и объявления, услуги (магазин, кафе) и т.д.
Понаблюдайте за сотрудниками
Сколько сотрудников вы встретили, каковы их функции
Этап 2
После первого посещения музея
Составьте список или схему «Структура музея»
Попробуйте отразить в ней функции и услуги музея, которые вы заметили во время посещения
Выберите элемент в структуре музея
Определитесь с объектом, который вы хотите исследовать
Установите цель исследования
Попробуйте сформулировать цель исследования, т.е. какой вы хотите получить результат
Найдите способы достижения цели
Подумайте, что надо сделать, чтобы достичь этого результата – какую информацию собрать и что с ней делать
Составьте план
Подготовьте план своих действий, в котором вы пропишите досконально весь процесс от начала до самого конца
Действуйте по плану!
Пример
Итак, вы пришли в музей после учебы. Вы не успели пообедать, поэтому осматривая музей, вы все чаще думаете о еде. На выходе вы замечаете, что в музее есть кафе. Музейные кафе – очень интересная тема для исследования. Например, можно составить список таких кафе с комментариями об обстановке, меню и ценах или даже свой личный рейтинг музейных кафе. Зачем и кому он может понадобиться? Например, студентам, таким же, как вы. Сейчас многие музеи один день в неделю работают допоздна, до 20:00 или 21:00. Это будний день, когда в музее меньше народу, поэтому удобно посетить выставку или основную экспозицию после учебы. Но на голодный желудок информация и искусство воспринимаются плохо. Вот тут и пригодится ваша рекомендация – список музеев, где есть хорошие кафе.
Итак, ваша цель – составить список музейных кафе для студентов. Но просто список будет не очень полезен без дополнительной информации, поэтому вам нужно уточнить, что именно нужно сделать для составления списка, который студенты смогут использовать. Для этого стоит узнать, в каких музеях есть кафе, их часы работы, ассортимент, средний ценник, наличие Wi-Fi и розеток, количество мест. Оцените персонал кафе и комфортность помещения. Затем нужно будет собрать всю эту информацию в удобную форму, например, в таблицу. Схематическая форма поможет выделить лучшие кафе и составить список рекомендаций. Сбор информации, описание кафе и их ранжирование можно назвать задачами исследования.
Кафе "Алеф" в Еврейском музее и центре толерантности
Попробуйте составить план своих действий. Возможно, ваш план будет выглядеть примерно так:
1
Составить список музеев, которые хотели бы посетить ваши друзья
2
С помощью интернета узнать, в каких из выбранных студентами музеях есть кафе
3
Описать критерии оценки кафе. Создать таблицу для оценки кафе
4
Посетить музейные кафе, оценить их, сделать фото. Поскольку большинство музейных кафе можно посетить, не заходя в музей, вам не придется тратиться на билет или договариваться с руководством музея
5
Составить аннотированный список или рейтинг. Аннотированный список – это список с описаниями. Постарайтесь, чтобы описания были однотипными, т.е. про все кафе была представлена аналогичная информация, иначе их трудно будет сравнивать
6
Представить список другим студентам в виде публикации в соцсетях, например, в группах вашего института или на итоговой конференции по практике
Другие примеры результатов исследования музеев:
список музеев, где есть аудиогиды (целевая аудитория, языки, вид устройства, тематика) и ваша оценка аудиогидов
карта музеев, удобных для посещения с детской коляской (для мам, которые хотят посетить выставки или постоянные экспозиции, но вынуждены делать это вместе с ребенком)
список музеев, где действуют волонтерские программы, описание условий участия в них
опыт участия в волонтерской программе музея и его описание в виде мини-блога (серии постов в соцсетях)