Психогеографическое исследование городской среды
  • ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат филологических наук
Психогеография – это междисциплинарное направление исследований, изучающее воздействие городской среды на эмоции и поведение человека. Оно возникло в середине ХХ века, было переосмыслено и вновь стало актуальным в наши дни как в науке, так и в искусстве (литературе, живописи, иммерсивном театре) как форма эмоционально-эстетического восприятия и самовыражения горожанина-творца.

Готовясь к исследованию познакомьтесь с книгой К. Элларда «Среда обитания» (М., Альпина Паблишер, 2019), а затем проведите небольшое индивидуальное исследование и составьте коллективную психогеографическую карту города, следуя приведенной ниже инструкции.

  • 1
    Постановка проблемы
    Определите и сформулируйте на основе своего опыта и воспоминаний не менее четырех типов мест в городе, которые вызывают положительные и/или отрицательные эмоции и настроения, наиболее важные лично для вас (это могут быть «места радости», «точки энергии», «области романтики», «пространства релакса», «зоны вдохновения», «пространства желаний», «места скуки», «зоны тревоги», «пространства уныния», «зоны раздражения», «точки агрессии» и т.п.). Цель отбора – осознать, мест каких типов вам лучше избегать, а в каких – бывать почаще для поддержания комфортного и продуктивного психологического состояния.
  • 2
    Дрейф в городе
    Выберите исходный пункт (например, остановку общественного транспорта или какое-то крупное архитектурное сооружение) и отправляйтесь на прогулку, не планируя заранее свой маршрут, но стараясь охватить как можно более разнообразные пространства. Лучше, если таких прогулок будет несколько, по разным микрорайонам города. Прислушивайтесь к своим ощущениям (зрительным – в том числе цветовым, слуховым, обонятельным, возможно, тактильным), возникающим эмоциям, ассоциациям, настроению и фиксируйте впечатления в блокноте или смартфоне. Постарайтесь найти места выбранных вами типов, однако вполне возможно, что в процессе дрейфа обнаружится, что другие типы для вас не менее важны, тогда исследуйте и их тоже. Делайте (обязательно) фотографии эмоционально значимых мест и (по желанию) небольшие видеозаписи.
  • 3
    Обработка результатов дрейфа
    На основе собранных данных составьте «этикетки» не менее десяти знаковых (эмоционально окрашенных) для вас мест по модели:
    • тип места (см. шаг первый);
    • название объекта (например, жилой дом, площадь, пересечение улиц, театр «…», торговый центр «…», стадион «…», музей …);
    • точный адрес;
    • фотография (и, возможно, ссылка на видео);
    • краткое описание ощущений, ассоциаций, эмоций, настроений, вызванных этим объектом.
  • 4
    Составление коллективной психогеографической карты
    На электронную карту города (на любом совместно выбранном сервисе, например, карты Google или Яндекс) нанесите свои «этикетки». Ознакомьтесь с работами других участников исследования, попытайтесь оценить свое восприятие мест, описанных ими.
  • 5
    Подведение итогов.
    Проведенные индивидуально психогеографические исследования городской среды обсудите в группе, сделайте общие выводы о результатах исследований, степени их субъективности/объективности, о способах их практического использования, возможных дальнейших исследованиях и проектах.