Исследование библиотек
  • ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат педагогических наук
Библиотеки
Если вы выбрали как объект исследования библиотеку, то действуйте следующим образом:
  • 1
    Выберите библиотеку для анализа
    Являетесь ли вы постоянным посетителем какой-либо библиотеки? Если да, то готовы ли вы исследовать именно эту библиотеку или вы выбираете другую? Дайте очень короткий ответ (не более 1−2 предложений) и запишите его. Если вы записаны только в библиотеку МГПУ, то выберите ту библиотеку, которую вы хотите исследовать. Какими критериями вы руководствовались, выбирая библиотеку для исследования? Кратко сформулируйте их (например, шаговая доступность).
  • 2
    Запишитесь в библиотеку
    Зафиксируйте, какие документы вам для этого понадобились, когда и как вы об этом узнали, как общался с вами сотрудник в процессе записи, получили ли вы от него какую-либо «инструкцию» о пользовании библиотекой. Изучите график работы. Предположите, кому такой график будет удобен.
  • 3
    Пройдите в помещение библиотеки
    Обратите внимание на работу гардероба: допустим, у вашей куртки нет вешалки, каковы были бы действия сотрудника? Что из вещей (сумку, рюкзак, ноутбук и т.д.) можно взять с собой, а что надо обязательно сдать на хранение?
  • 4
    Пройдитесь по библиотеке
    Сразу отмечайте, смогли ли вы сориентироваться в ней самостоятельно (по табличкам) или вам приходилось обращаться за помощью. Как реагировали сотрудники (или посетители) на ваши вопросы? Можно ли в библиотеке удовлетворить естественные потребности (туалет), перекусить (есть кафе? выделено место, где посетитель может перекусить принесенным с собой? если эта услуга не предусмотрена, то где можно перекусить в шаговой доступности). Где в библиотеке (и можно ли) зарядить свой гаджет? Свои наблюдения, ощущения, эмоции обязательно зафиксируйте.
  • 5
    Приступайте к предмету своего изучения
Фонды
Если вы исследуете фонд, то выясните, есть ли в него свободный доступ и легко/трудно ли в нем сориентироваться, есть ли в библиотеке закрытое хранилище и как можно получить книгу из фонда. Для этого изучите каталог (сразу посмотрите, в каком формате, бумажном или электронном он представлен, есть ли электронный каталог на сайте библиотеки). Обратите внимание на порядок выдачи книг (а также что еще, кроме книг, можно взять в библиотеке) в читальный зал, на дом. Есть ли возможность заказать книгу по межбиблиотечному обмену (МБА), если нужного вам источника в библиотеке нет. Посмотрите сами или уточните у сотрудника, какие книги преобладают в фонде (тематика, год издания), какие тематические выставки из фонда есть в библиотеке (можно ли взять книгу с выставки), есть ли в библиотеке новинки. Возможно ли через библиотечный компьютер выйти в электронные библиотеки?

После изучения фонда понаблюдайте за посетителями: обратите внимание, кто приходит в библиотеку и в какое время (для этого нужно обязательно выделить время на то, чтобы пробыть в библиотеке два-три дня полностью, выбрав для это разные дни недели: рабочие, праздничные, выходные).
Все свои наблюдения надо фиксировать, параллельно ставя перед собой возможные исследовательские вопросы (совсем не обязательно, что вы ответите на все из них).
Представьте итоги своего исследования в формате презентации. Подготовьте не более 10 слайдов, первые из которых носят описательный характер, заключительные – аналитический (ориентация фонда на определенную (какую?) категорию посетителей, его сильные и слабые стороны) и рекомендательный характер (кто может использовать эту библиотеку как ресурс для удовлетворения своих потребностей (каких?)). Возможно представить результаты исследования в формате «Дневника посещений», который может быть выполнен как сплошной текст, поликодовый текст, комикс и т.д.
Библиотечное пространство
Если вы исследуете библиотечное пространство, то обратите внимание, какие пространства библиотеки доступны читателям, а какие нет. Кратко опишите и сфотографируйте (можно ли в библиотеке фотографировать?) места, куда есть доступ посетителям. Побудьте в каждом из пространств, обратите внимание на мебель, оборудование и дизайн и определите, что можно делать в каждом из них. Для этого понаблюдайте за посетителями (кто они? что делают? как долго находятся в этом пространстве? есть ли в этом пространстве сотрудник библиотеки? что он делает? как реагирует на запросы посетителей? если сотрудника нет, то как и где его можно найти, можно ли получить информацию самостоятельно?). Побудьте в каждом пространстве не менее 2 часов. При первом посещении зафиксируйте: хочется ли вам здесь находиться и попытайтесь разобраться, почему именно в этом пространстве вам комфортно или нет. Все свои ощущения и наблюдения фиксируйте.

Внимательно изучите, как с вами коммуницирует пространство библиотеки: надписи, указатели, плакаты: есть ли на них рисунки? они абсолютно серьезны или выполнены с долей юмора, заложен ли в них императив долженствования или что-либо другое? выполнены ли эти таблички, надписи и т.д. по заказу или руками сотрудников библиотеки или посетителей?

Проиграйте ситуацию (по возможности): придите в библиотеку с другом/подругой и продемонстрируйте «небиблиотечное» поведение (громкий разговор, смех, вход в библиотеку с кофе в руках): какова реакция сотрудников библиотеки? что было ожидаемо, а что неожиданно, что в такой реакции для вас приемлемо, а что нет?

Проиграйте ситуацию: вас несколько человек, вам нужно где-то серьезно поговорить (на книжную тему или не совсем), а других пространств, кроме библиотеки, рядом нет. Проконсультируйтесь у сотрудника, можно ли провести встречу в библиотеке.
Представление результатов
Представьте итоги своего исследования в формате презентации. На слайдах (не более 10) должны быть только фотографии библиотечного пространства, которое вы исследовали. Предложите виртуальную экскурсию по библиотеке тем, кому вы рассказываете о результатах. Спросите их: хотят ли они быть в такой библиотеке? Предпоследний слайд вашей презентации − «Библиотека, в которой я хочу / не хочу (выбрать нужное) быть». На нем должны быть представлены 5 позиций, которые вы считаете основными. Последний слайд: если вам хочется быть в этой библиотеке, то определите категорию посетителей, которым она может понравиться и напишите «приглашающий» текст (2-3 предложения). Вы также можете сделать плакат об этой библиотеке, который привлечет в нее посетителей. Если вам в этой библиотеке не понравилось, то определите 5 позиций, с которых вы бы начали изменения (условие – у вас минимальный бюджет!).

Представление результатов может быть выполнено также в формате кейса по одной из проигранных ситуаций (образец: «Город как учебник». 100 идей для учителя / ред. Е. Асонова. Ч. 1, 2. М.: Совпадение, 2017 (ч. 1), 2018 (ч. 2)).

При представлении результатов исследования по любому из выбранных направлений обязательно отметьте, какие исследовательские задачи были решены, какие «отброшены» и/или оставлены на перспективу, что из запланированного удалось / не удалось выполнить.

Если вы самостоятельно или с помощью преподавателя определяли исследовательские вопросы и алгоритм поиска ответов на них, то при представлении результатов это необходимо отметить и кратко описать (перечислить вопросы в том порядке, как вы по ним работали).