Исследование книжных магазинов
  • ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат педагогических наук
В качестве гипотезы исследования предложим следующую: в современном мегаполисе книжный магазин перестает быть исключительно точкой продажи книг, он становится частью не только книжной, но и читательской инфраструктуры. Для уточнения этих понятий можно прочитать статью «Инфраструктура чтения: опыт описания с позиции субъекта».

Теперь это «не столько место для материальных сделок, сколько место для собраний людей и идей, для встреч, способных изменить мир и жизни <...> Зачастую они имеют значение для туризма и других институтов, поскольку помогают понять историю современной культуры, ее топографию, знаковые места, где мы можем черпать материалы, выстраивая свое пространство в мире»

из издательской аннотации к книге Х. Карриона «Книжные магазины»
Ответьте на вопрос: что можно делать в современном книжном магазине? После того как возможно большее количество ответов зафиксировано, выберите книжный магазин (он должен отвечать 3−5 критериям) и исследуйте его как социокультурное пространство. В процессе практики постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Если Вы не можете выделить много времени на пребывание в книжном магазине и его исследование по объективным учебным обстоятельствам, предлагаем вам найти книгу, сюжет или события которой связаны с книжным магазином (кстати, вы можете обратиться за помощью в сеть книжных магазинов «Республика», где книги подобной тематики представлены).
Данное правило распространяется только на студентов, чей учебный график не позволяет выделить достаточно времени на изучение книжного магазина, например, для студентов-спортсменов, которые часто выезжают на сборы.
Каким в ней изображен книжный магазин? Сравните «придуманный» книжный и реальный, посетив тот магазин, который описан в книге, например, букинистический. Визуализируйте свое сопоставление в формате таблицы, комикса, картинок или на основе прочитанной книги напишите «заявительное эссе» (вы претендуете на открытую вакансию директора) «Что я бы изменил в книжном магазине (укажите конкретный), если бы стал его директором/управляющим». Не уходите от ракурса своего исследования: вы должны осмыслить социокультурный потенциал придуманного писателем книжного и возможность его реализации в реальном магазине.
В качестве результатов исследования вы можете представить:
  • презентацию исследованного вами книжного магазина (не более чем на 10 слайдов). При этом не забывайте о фокусе: вы представляете не точку продажи, а социокультурное пространство и рассказываете о нем как о ресурсе (для кого и каком?);
  • плакат «Что можно делать в книжном магазине (указать конкретный)»;
  • разработанную на основе вашего исследования маркировку книг (не менее 5 маркеров) для привлечения внимания читателей и стимулирования их на чтение конкретной книги. Необходимо придумать визуальную и словесную (слоган) составляющую маркера;
  • карту необычных книжных: например, «хипстерских» мест; мест, где о книгах говорят, поют (что делают еще?), читают лекции не только о книгах и т.д. с кратким описанием каждого места. Для этого сначала нужно выбрать аудиторию, кому адресована эта карта: например, студентам, живущим в общежитии, иностранным (и не только) гостям города и т.д.;
  • карту магазинов при книжных издательствах (с кратким описанием каждого места), например, можно взять только детские издательства;
  • афишу событий в книжных магазинах на неделю (например, Неделю детской книги, неделю январских каникул и т.д.) или к определенному дню (Рождеству, Дню Земли и т.д.). Афише надо дать привлекательное название и представить в виде дизайн-макета;
  • пост-релиз о «необычном» событии в книжном магазине. Для этого посетите событие, не связанное с книгопродажей, например, клуб, концерт (заодно найдёте книжные магазины, где такие события проводят). На основе своего посещения напишите пресс-релиз о событии как факте культурной жизни города, который интересен студенческой аудитории;
  • предложите синопсис сценария возможного социокультурного события, которое можно провести в книжном магазине. Используйте книжный магазин не только как пространство, привлеките для сценария другие его ресурсы. Определить эти возможные ресурсы вам поможет проведенное исследование;
  • составьте аннотированный список книг о книжных магазинах (одна из них, по сути, книжный травелог, упомянута в самом начале), которые вы рекомендовали бы почитать тем, кто хочет больше узнать о специфике работы в книжном магазине, хочет связать свою жизнь с этой книжной отраслью, открыть свой книжный...