Как создать
краеведческий квест
  • ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат педагогических наук
Краеведческий или городской квест – одна из самых популярных форм досуга молодежи. Создание краеведческого квеста включает несколько этапов: планирование, сбор информации, разработка квеста, разработка маршрутного листа, подготовка к проведению квеста.
Планирование
Этап планирования лучше всего проводить в логике проектного менеджмента. Прежде всего необходимо разработать так называемый устав проекта. Он будет включать основную информацию о квесте: цели и задачи (образовательные, воспитательные, просветительские, рекламно-информационные, социализирующие – знакомство, построение команды, другие), описание целевой аудитории (например, возраст, интересы), а также проектные ограничения: место, время, продолжительность проведения, количество участников, бюджет, материальные и трудовые ресурсы.
Сбор информации
В первую очередь нужно определить район проведения квеста. Он обязательно должен быть четко ограничен. Желательно, чтобы расстояние между крайними точками составляло не более одного километра. Границы района нужно нанести на электронную карту, которая затем будет использоваться для прокладывания маршрутов.

Далее приступаем к сбору информации об избранном районе. Для этого составляется список источников. Следует обратить внимание, что интернет-источники требуют обязательной верификации, т.е. тщательной проверки, подтверждения как минимум еще в двух источниках, желательно печатных изданиях. После подбора источников их нужно внимательно изучить и составить список предполагаемых объектов для включения в маршруты. Наиболее удобный способ оформления такого списка — таблица с указанием точного адреса, интересных фактов об объекте, источника информации и фотографии. Все факты необходимо проверить по не менее, чем трем источникам. Затем проводится анализ полученной базы и составляется список возможных тем маршрутов.
Разработка квеста
Далее можно переходить непосредственно к разработке квеста. Для этого нужно придумать сюжет игры и общее задание для участников, затем отобрать объекты для включения в маршрут. Количество объектов должно способствовать полноценному изучению темы, но при этом не превышать возрастные возможности участников. Рекомендуемое количество объектов для детей до 10 лет — 5-7, для детей до 14 лет — 6-8, старше 14 лет — до 10 объектов. После составления списка объектов нужно выстроить маршрут. Он может быть как линейным, т.е. с заданной последовательностью прохождения точек, так и произвольным, когда участники сами определяют, в какой последовательности проходить маршрут.
Разработка маршрута
Следующий шаг – разработка маршрута. Необходимо принять решение, как участники будут находить загаданные объекты. Подсказки могут быть даны с помощью карты, описаний, фото и т.д. Далее формулируются задания к каждому объекту. После того как все задания подготовлены, их оформляют в виде маршрутного листа. Рекомендуется создать дизайн в стиле темы маршрута. После этого важно провести тестирование и выявить сложности и недочеты, а затем внести правки в задания и макеты маршрутного листа.
Подготовка документации
Особое внимание требуется при подготовке к проведению квеста. Для этого нужно разработать несколько документов. Это положение об игре с подробным описанием правил, в том числе порядка оценивания, список правильных ответов, бланки для внесения ответов. Все документы – маршрутные листы, бланки для ответов, дополнительные справочные материалы – необходимо размножить в достаточном количестве. Также надо подготовить несколько копий правил в полной и краткой форме, чтобы участники могли познакомиться с ними перед игрой.
Система оценивания
Если квест проводится на соревновательной основе, особое внимание важно уделить системе оценивания. Она должна быть объективной, прозрачной и понятной участникам. Позитивным моментом будет возможность наградить победителей призами, особенно тематическими. При подведении итогов следует быть особенно внимательными, желательно, чтобы ответы проверяли несколько организаторов. Это поможет исключить возможность ошибки и субъективной оценки.

Поскольку основная задача краеведческих квестов просветительская, необходимо по окончании игры информировать всех участниках о правильных ответах. Можно разослать информацию в виде справочника с дополнительными сведениями о загаданных объектах или подготовить электронную карту.
Обратная связь
После проведения квеста очень важно собрать обратную связь от участников, проанализировать и при необходимости внести изменения в сценарий квеста. Также важно подготовить и опубликовать отчет о проведении квеста в виде текста и фото.