Семинары 2022/2023
Записи и материалы

Семинар № 7 от 24.05.2023

Тема: «Моделирование и сетевые сообщества»

Спикеры расскажут о том, какую роль играют сетевые сообщества для вовлечения обучающихся в продуктивную совместную деятельность. Что же может повысить эффективность работы таких сообществ? Докладчики утверждают: моделирование сетевых сообществ. «Графические представления таких моделей в статичном и динамичном виде позволяют анализировать работу сообщества, дают инструмент для повышения эффективности понимания и взаимодействия в рамках совместной работы участников, а также обеспечивают развитие вычислительного мышления (computational thinking)», — выдвигают они один из тезисов обсуждения.

Для обсуждения будут представлены сообщества, участники которых создают цифровые модели и модели, которые позволяют изучать сетевые сообщества.
Евгений Патаракин
Профессор департамента информатики, управления и технологий Института цифрового образования МГПУ, доктор педагогических наук, доцент
Василий Буров
Руководитель компании Estonto Lab, председатель совета директоров Wote.io

Семинар № 6 от 26.04.2023

Темы: «Сообщества как фактор развития образования», «Грани персонализации обучающихся в очной дистанционной магистратуре»

Андрей Наумович, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, выступит с темой «Сообщества как фактор развития образования». Он предложит собравшимся обсудить понятия «сообщество», «обучающиеся сообщества», «наставничество в сообществе». После чего он поделится опытом создания профессиональных обучающихся сообществ в Программе по развитию личностного потенциала, расскажет, какие использовались инструменты при исследовании культуры образовательных отношений. В конце своего выступления спикер сформулирует проблемы кооперации педагогов.

Тема доклада Романа Комарова, ученого секретаря Ученого совета МГПУ, — «Грани персонализации обучающихся в очной дистанционной магистратуре». Роман Владимирович представит ранее не публиковавшиеся результаты исследования, которое было посвящено изучению влияния вовлеченности педагогов в профессиональные обучающиеся сообщества на их благополучие (эмоциональное, социальное и психологическое) и удовлетворенность жизнью. Далее он расскажет, как организовать эффективное дистанционное обучение и раскроет особенности индивидуализации и персонализации магистрантов программ МГПУ «Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация» и «Развитие детской одаренности».
Андрей Иоффе
Заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, доцент
Роман Комаров
Ученый секретарь Ученого совета МГПУ, кандидат психологических наук, доцент

Семинар № 5 от 15.03.2023
Персональная образовательная программа как механизм перехода от сетевого взаимодействия к сетевому образованию
Понятие «сеть» существовало всегда: сеть образовательных учреждений муниципалитета, школа и ВУЗ, школа и предприятие, школа и учреждение дополнительного образования. Школа всегда с кем-то взаимодействовала. Теперь все эти виды взаимодействия почему-то стали называть «сетевым взаимодействием»?! Кроме этого давно многим стало понятно, что, заявив такие принципы российского образования как «вариативность», «многообразие», «персонализация» и т.п. монополия на школу как основное (и единственное) место получения образования прошла. Школа как институт образования уже не в состоянии удовлетворить запросы, желания детей и их родителей. Пришло время появлению новых институтов общего образования. С появлением Закона об образовании №273 от 2012 года (статья 15) появился шанс такой институт начать создавать. Статья 15 как раз про сетевую форму образовательной программы. Но прошло 10 лет, а новый институт так и не появился. Все сетевые форматы в большинстве своем строятся вокруг школы, но в школу не заходят.
Алексей Воронцов
Доцент дирекции образовательных программ МГПУ, кандидат педагогических наук

Семинар № 4 от 15.02.2023
Сетевое образование — от возможного к необходимому (на примере физики)
На примере физики участники обсудили сетевое образование:
  • «ступени» изучения физики;
  • эволюция целей по «ступеням»;
  • эволюция учебно-методических комплексов по «ступеням»;
  • эволюция педагогических позиций по «ступеням»;
  • формы обучения и оценивания по «ступеням».
Владимир Львовский
Ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат психологических наук, доцент
Александр Адамский
Доцент Дирекции образовательных программ МГПУ, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Семинар № 3 от 04.01.2023
Работа по созданию сетевого формата деятельностного сообщества, ориентированного на разработку содержательной проблематики (на примере оформления тьюторского сообщества)
Выделяются 3 базовых рабочих характеристики Сетевого формата деятельностного сообщества:
  • синхронизация работ как особый тип взаимодействия;
  • субъектность индивидуальных разработчиков и групп как потенциальных узлов становящейся сети;
  • наличие общих принципиальных вопросов и проблем для совместного обсуждения и обмена ресурсами.
  • Эти характеристики рассматриваются на материале оформления тьюторского сообщества, включающего Межрегиональную тьюторскую ассоциацию (МТА), кафедру тьюторства Академии социальных технологий (АСТ), другие тьюторские группы, а также индивидуальных участников, реализующих тьюторскую практику).
Татьяна Ковалева
Профессор МГПУ, доктор педагогических наук
Материалы к семинару
Презентация «Первичные положения концепта как основы для разработки культурно-средового подхода»
Видео к Университетскому семинару

Семинар № 2 от 23.11.2022
Институты индивидуализации в образовании. Сеть
Доклад посвящен:
  • анализу соотношения «норма» и «деятельность»,
  • культурно-историческому анализу генезиса образовательной деятельности,
  • осмыслению проекта института «сеть сетей»
  • и проблематики, связанной с исследованиями в этом направлении.
Александр Адамский
Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук, доцент

Семинар № 1 от 1.10.2022
Университетский семинар VI серия. Деятельностный подход в сетевом образовании
Темы семинара:
  • Институциональные основания сетевого взаимодействия
  • Норма деятельности в старшем подростковом и юношеском возрастах и форма образования
Борис Эльконин
Главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Игорь Реморенко
Ректор МГПУ, доктор педагогических наук, доцент