Семинары 2021/2022
Записи и материалы

Семинар № 7 от 18.05.2022
«Субъектность учителя»
Вопросы семинара:
  • Как должна быть устроена школа, в которой поддерживается субъектность учителя?
  • В чем проявляется субъектность учителя, этапы профессионального становления
  • Нужен ли учителю специальный учебник по предмету (на примере физики)?
  • Тренер-технолог и его роль в становлении субъектности учителя
ВладимирЛьвовский
Заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат психологических наук, доцент
Татьяна Окладникова
Методист Красноярского краевого института повышения квалификации, кандидат социологических наук

Семинар № 6 от 20.04.2022
«Субъектность подростка»

При работе с понятием как со средством, взгляд подростка становится шире, и, видя ограничения той или иной понятийной логики, он сам начинает понимать, какое знание может получить. В результате регулярного опробования подростком новых возможных целей и собственных задач складывается психологическое новообразование этого возраста – функциональное поле действия. В этот же период инициатива совершения того или иного действия в процессе учебной деятельности должна перейти от класса как коллективного субъекта к индивидуальному субъекту. Построенную классом модель/понятие подросток использует как основу для собственного действия.


В чем заключается гипотеза о функциональном поле действия? Как организовать работу подростка с понятием? Как выработать у него независимость при принятии решения? На эти и другие вопросы были даны ответы в ходе семинара.

  • Алексей Воронцов
    Доцент Дирекции образовательных программ МГПУ, кандидат педагогических наук
  • Михаил Черемных
    Руководитель лаборатории педагогического дизайна и гибридных образовательных технологий Севастопольского государственного университета, кандидат педагогических наук
  • Елена Чудинова
    Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО им. Л. Г. Щукиной, кандидат психологических наук, детский психолог
  • Галина Цукерман
    Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО им. Л.Г. Щукиной, доктор психологических наук
  • Борис Эльконин
    Главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, доктор психологических наук, профессор

Семинар № 5 от 16.02.2022
«Субъектность дошкольника в сюжетно-ролевой игре»
С докладами выступили Людмила Эльконинова, доцент кафедры возрастной психологии им. профессора Л. Ф. Обуховой Московского государственного психолого-педагогического университета, и Пётр Крыжов, аспирант кафедры.

В докладах были представлены способы, с помощью которых психолог развития сможет распознать скрытое содержание детской игры, определить инициативу ребенка, выявить истинную функцию игрушки (на примере кукол Monster High).

Людмила Эльконинова
Доцент кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой Московского государственного психолого-педагогического университета
Пётр Крыжов
Аспирант кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета

Семинар № 4 от 19.01.2022
«Ребенок как субъект учебной деятельности: кто может вырастить это чудо?»

С докладом «Ребенок как субъект учебной деятельности: кто может вырастить это чудо?» перед участниками семинара выступила Галина Цукерман, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО. В этом докладе, были продолжены темы, затронутые спикером в рамках XXVII научно-практической конференции Ассоциации специалистов развивающего обучения «МАРО».

В своем докладе, сделанном на конференции, Галина Анатольевна переосмыслила некоторые части схемы «Три слоя учебной деятельности», которая была предложена В.В. Давыдовым и его коллегами в 1988 году. Спикер проанализировала эти слои (мышление, коммуникация, самосознание) по нескольким критериям:
  • предмет совместной работы учеников и учителя,
  • субъект учебной деятельности,
  • механизм порождения рефлексии,
  • результат совместной работы ученика и учителя,
а затем отметила изменения, которые претерпело их содержание.

Например, определяя механизм порождения рефлексии в процессе коммуникации, Галина Анатольевна предложила использовать метафору «эмоциональное заражение», поскольку «каждый момент самостоятельного конструирования понятий происходит в мощном эмоциональном субстрате… сопровождается взрывом удовольствия».

Докладчик также внесла уточнение в понятие «результат совместной работы ученика и учителя» в контексте самосознания. Кроме рефлексии как индивидуальной способности к самоизменению и установлению границ я-самости, есть еще один результат подобных совместных усилий — поиск неизвестного. «Постоянное ощущение, что из точки, которую я… достиг, мне открывается что-то новое», — отметила Галина Анатольевна.

Затем Галина Цукерман подробно разобрала схему «улитки», предложенную В. В. Давыдовым в качестве описания взаимного перехода «мира внутреннего» и «мира внешнего» в процессе развития ребенка, и определила особенности этого перехода между личностью и окружением у младших школьников и подростков.

Рассказывая, каким образом была развита и усовершенствована модель В. В. Давыдова, спикер особо отметила значение слова «поиск»: это все, что «связано с поиском нового способа действия… в узловых точках развертывания учебной деятельности». Дополнив знания об индивидуальных особенностях детей, наиболее склонных к поисковой активности, Галина Анатольевна обстоятельно проанализировала понятие учебной самостоятельности, «умения учить себя». «Субъектное действие должно строиться по трем осям: “могу действовать без чьей-либо помощи”, “могу действовать по собственной инициативе”, “могу действовать по собственному замыслу”», — отметила спикер.

  • Из-за ограничения во времени спикер не успела представить вторую часть доклада, которая и была предложена участникам семинара. Посвящена она самому интересному — будущему, вопросам в области субъектности деятельности младших школьников, которые пока только предстоит осмыслить.
Галина Цукерман
Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО им. Л.Г. Щукиной, доктор психологических наук

Семинар № 3 от 15.12.2021
«Субъектность в дошкольном возрасте»

Тема прошедшего семинара — субъектность в дошкольном возрасте. Доклад именно с таким названием представили Ольга Шиян и Татьяна Ле-ван, ведущие научные сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Спикеры предложили обсудить становление инициативности как способности выходить за пределы ситуации и совершать целенаправленное действие по реализации своего замысла — важнейший аспект взросления.

Основные тезисы доклада:

  • становление инициативности как одного из важных новообразований дошкольного детства — разграничения и пересечения с близкими понятиями: «произвольность», «самостоятельность», «независимое поведение», «субъектность»;
  • связь развития инициативности в дошкольном возрасте и формирования учебной самостоятельности в школе;
  • условия становления инициативности в дошкольном возрасте, существующие практики поддержки и развития инициативности в дошкольном образовании.
Ольга Шиян
Ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Татьяна Ле-ван
Ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ

Семинар № 2 от 17.11.2021
«Профессионально-личностное развитие учителя. Гипотеза»
На мероприятии выступили Кирилл Митрофанов, доцент департамента образовательных программ института образования ВШЭ, и Павел Сергоманов, руководитель направления Дивизион «Цифровые платформы образования» ПАО Сбербанк.
Спикеры обсудили такие темы, как:
  • исследования, направленные на выявление закономерностей профессионального развития педагогических работников и факторов, влияющих на этот процесс;
  • гипотеза о периодизации профессионально-личностного развития учителя;
  • предметы рефлексии педагога в различные периоды его профессионально-личностного развития.
Кирилл Митрофанов
Доцент департамента образовательных программ института образования ВШЭ
Павел Сергоманов
Руководитель направления Дивизион «Цифровые платформы образования» ПАО Сбербанк

Семинар № 1 от 20.10.2021
«Обучение-учение – Образование – Компетентность: есть ли связность понятий и связность действий (практик)?»
Субъектность в образовании — главная тема Университетского семинара в этом учебном году.
На первом заседании семинара выступят его руководители: Борис Эльконин и Игорь Реморенко.

Спикеры предлагают обсудить сквозные темы семинара, а именно:
  • субъектность как овладение и умение оперировать знаковыми системами: принимать и отказываться, строить новые и альтернативные;
  • трудности регулирования образовательной деятельности при становлении субъектности, ограничения использования для нее проектных практик;
  • анализ становления субъектности как анализ характера отношений внутри образовательной системы;
  • задачи педагогики и психологии как обозначение отношений, поддающихся влиянию системы образования;
  • система регуляторов как баланс целенаправленного влияния и пространства для инициативы.
Борис Эльконин
Главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Игорь Реморенко
Ректор МГПУ, доктор педагогических наук, доцент