При работе с понятием как со средством, взгляд подростка становится шире, и, видя ограничения той или иной понятийной логики, он сам начинает понимать, какое знание может получить. В результате регулярного опробования подростком новых возможных целей и собственных задач складывается психологическое новообразование этого возраста – функциональное поле действия. В этот же период инициатива совершения того или иного действия в процессе учебной деятельности должна перейти от класса как коллективного субъекта к индивидуальному субъекту. Построенную классом модель/понятие подросток использует как основу для собственного действия.
В чем заключается гипотеза о функциональном поле действия? Как организовать работу подростка с понятием? Как выработать у него независимость при принятии решения? На эти и другие вопросы были даны ответы в ходе семинара.
В докладах были представлены способы, с помощью которых психолог развития сможет распознать скрытое содержание детской игры, определить инициативу ребенка, выявить истинную функцию игрушки (на примере кукол Monster High).
С докладом «Ребенок как субъект учебной деятельности: кто может вырастить это чудо?» перед участниками семинара выступила Галина Цукерман, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО. В этом докладе, были продолжены темы, затронутые спикером в рамках XXVII научно-практической конференции Ассоциации специалистов развивающего обучения «МАРО».
Тема прошедшего семинара — субъектность в дошкольном возрасте. Доклад именно с таким названием представили Ольга Шиян и Татьяна Ле-ван, ведущие научные сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Спикеры предложили обсудить становление инициативности как способности выходить за пределы ситуации и совершать целенаправленное действие по реализации своего замысла — важнейший аспект взросления.
Основные тезисы доклада: