Семинары 2020/2021
Записи и материалы

Семинар № 8 от 19.05.2021
«Дискуссия по проектам ФГОС для начальной и основной школы»
Темой заседания на этот раз стали проекты ФГОС для начальной и основной школы.

В дискуссии приняли участие: Игорь Реморенко, Алексей Воронцов, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ, Владимир Львовский, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, и другие спикеры.
  • Игорь Реморенко
    Ректор МГПУ, доктор педагогических наук, доцент
  • Алексей Воронцов
    Доцент дирекции образовательных программ МГПУ, кандидат педагогических наук
  • Владимир Львовский
    Заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, кандидат психологических наук, доцент

Семинар № 7 от 14.04.2021
«Исследование профессиональных дефицитов начинающих учителей» и «Исследование лакун естественнонаучного образования»
С сообщением по теме «Исследование профессиональных дефицитов начинающих учителей» выступила Анастасия Белолуцкая, заведующая лабораторией профессионального развития в образовании Института системных проектов МГПУ.

По теме «Исследование лакун естественнонаучного образования» було сделано несколько докладов. Свою точку зрения по этому вопросу высказали: Алексей Воронцов, Владимир Львовский, Александр Малин, Елена Ушакова, Елена Чудинова, Мария Янишевская.
  • Анастасия Белолуцкая
    Заведующая лабораторией профессионального развития в образовании Института системных проектов МГПУ, кандидат психологических наук
  • Алексей Воронцов
    Доцент дирекции образовательных программ МГПУ, кандидат педагогических наук
  • Владимир Львовский
    Заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, кандидат психологических наук, доцент
  • Александр Малин
    Младший научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, кандидат педагогических наук
  • Елена Ушакова
    Научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ
  • Мария Янишевская
    Старший научный сотрудник Психологического института РАО им. Л.Г. Щукиной, кандидат психологических наук
  • Елена Чудинова
    Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО им. Л. Г. Щукиной, кандидат психологических наук, детский психолог

Семинар № 6 от 03.02.2021
«Обучение-учение – Образование – Компетентность: есть ли связность понятий и связность действий (практик)?»
17 марта 2021 года состоялось очередное заседание постоянно действующего семинара «Что такое деятельностный подход в образовании».

На семинаре обсуждались вопросы:
  • зачем нужно (и нужно ли вообще) различать обучение и образование?
  • как устроено само отношение между Обучением и Образованием: что есть их связность и в чем она проявляется? или это лишь формальное отношение «частного» и «общего»?
  • что является итогом обучения и итогом образования?
  • что мы называем обученностью и образованностью?
  • как соотносятся представления о компетентности с обученностью и образованностью?
  • Борис Эльконин
    Главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, доктор психологических наук, профессор
  • Игорь Реморенко
    Ректор МГПУ, доктор педагогических наук, доцент
  • Александр Попов
    Заведующий лабораторией компетентностных практик образования Института системных проектов МГПУ, доктор философских наук
  • Алексей Воронцов
    Доцент дирекции образовательных программ МГПУ, кандидат педагогических наук
  • Татьяна Ковалева
    Заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования МГПУ, доктор педагогических наук

Семинар № 5 от 03.02.2021
«Переход от житейского к научному при обучении: использование категории „снятия“ в подходе Л.С. Выготского»

С сообщением по теме «Переход от житейского к научному при обучении: использование категории „снятия“ в подходе Л.С. Выготского» выступил ассистент кафедры общей психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, кандидат психологических наук Александр Ромащук

Александр Ромащук
Ассистент кафедры общей психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, кандидат психологических наук
Материалы к семинару
Теория деятельности А.Н. Леонтьева
и проблема преодоления двухфакторного
подхода к детерминации психики
О позитивных функциях отчуждения: категория «снятия» в работах Л.С. Выготского
Когнитивные функции ошибок решения мыслительных задач
Переход от житейского к научному (…) при обучении: использование категории «снятия» в подходе Л.С. Выготского

Семинар № 4 от 16.12.2020
«Условия и феномены перехода «обучение — учение» в деятельностном подходе»

С сообщением «Условия и феномены перехода «обучение – учение» в деятельностном подходе» выступил Борис Эльконин, главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ.

Борис Эльконин
Главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, доктор психологических наук, профессор

Семинар № 3 от 18.11.2020
«Модель педагогического действия как средство экспертной работы тренера-технолога»

С сообщением по теме «Модель педагогического действия как средство экспертной работы тренера-технолога» выступил Александр Медведев, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ.

Круг обсуждаемых вопросов:

  • Л.С. Выготский предлагал различать два вида анализа психологической реальности: анализ по элементам и анализ по единицам, отдавая предпочтение второму. В теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин) в качестве единицы выступает действие. Какова единица педагогической деятельности? Какую реальность можно полагать в качестве педагогического действия?
  • Педагогическое действие как динамическая смысловая система (по Л.С. Выготскому). Что входит в состав и как входящее складывается в систему?
  • Человеческая деятельность и, соответственно, действие имеют культурно-историческое происхождение. Каковы прототипы педагогического действия, сложившиеся и устоявшиеся в истории педагогики? Каково их содержание, в чем их смысл и в чем их ограничения?
  • Педагогическое действие в традиционной дисциплинарной педагогике, в педагогике свободного воспитания (личностно ориентированной и человекосообразной), в деятельностной педагогике. Каковы различительные показатели и что важно для экспертной оценки?
  • Мифы и реальность педагогического действия. Что декларируется и что реально происходит в учебном процессе? Различение деклараций и реальности ка предмет экспертизы.
  • Проблема методического оснащения экспертной работы тренера-технолога.
Александр Медведев
Ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, кандидат психологических наук

Семинар № 2 от 14.10.2020
О превращении модели в средство детского действия
С сообщением по теме «О превращении модели в средство детского действия» выступила Елена Чудинова, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника психологического института РАО.
Елена Чудинова
Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО им. Л. Г. Щукиной, кандидат психологических наук, детский психолог

Семинар № 1 от 30.09.2020
Итоги конференции «Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации»
Возобновил свою работу постоянно действующий университетский семинар «Что такое деятельностный подход в образовании». Как и в прошлом году, обсуждения будут проводиться по средам 1 раз в месяц. Первое заседание состоялось уже 30 сентября 2020 года в онлайн-формате. Оно было посвящено анализу итогов конференции «Научная школа В.В. Давыдова: традиции и инновации», прошедшей с 21 по 24 сентября.
Докладчики
  • Игорь Реморенко
    Ректор МГПУ, доктор педагогических наук, доцент
  • Пётр Нежнов
    Ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, кандидат психологических наук, доцент
  • Борис Эльконин
    Главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, доктор психологических наук, профессор
  • Галина Цукерман
    Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО им. Л.Г. Щукиной, доктор психологических наук


  • Владимир Львовский
    Заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, кандидат психологических наук, доцент
  • Алексей Воронцов
    Доцент дирекции образовательных программ МГПУ, кандидат педагогических наук
  • Елена Чудинова
    Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО им. Л. Г. Щукиной, кандидат психологических наук, детский психолог
  • Евгений Исаев
    Профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ, доктор психологических наук, профессор
  • Ирина Улановская
    Ведущий научный сотрудник лаборатории психологических основ новых образовательных технологий Психологического института РАО и лаборатории психологических проблем подготовки педагогов МГППУ, кандидат психологических наук