Семинары 2019/2020
Записи и материалы

Семинар № 7 от 22.04.2020
«Содержание возрастов и возрастных переходов в антропологической
теории развития»
Семинар прошел в форме дискуссии по материалам работ В.И. Слободчикова.
Докладчик
Виктор Слободчиков
Член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор
Материалы семинара
Интегральная периодизация общего психического развития
Антропологический принцип в психологии развития

Семинар № 6 от 19.02.2020
«Готовность к школе или преемственность: новый взгляд на старую проблему»
«Готовность к школе» — повод для спекуляций и манипуляций: сами создаем образ «идеального первоклассника», сами же сетуем на то, что дети до него не дотягивают. Кроме того, плохой детский сад подходит плохой школе «как ключик к замочку»: оба ориентированы на послушание, оба ждут от ребенка только исполнительности.
Докладчики
Игорь Шиян
Заместитель директора Института системных проектов МГПУ, заведующий лабораторией развития ребенка, кандидат психологических наук, доцент
Ольга Шиян
Ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент
Татьяна Ле-ван
Старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент
Владимир Львовский
Заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, кандидат психологических наук, доцент
Петр Нежнов
Ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, кандидат психологических наук, доцент

Семинар № 5 от 22.01.2020
«Строение действия и основания периодизации Д.Б. Эльконина»
На семинаре обсуждалось, каким образом представить то действие, относительно которого можно и надо говорить о связности «смыслового» и «операционно-технического» аспектов. Были представлены развитые формы обоих аспектов действия и сконструирована модель их связности.
Докладчик
Борис Эльконин
Главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, доктор психологических наук, профессор

Семинар № 4 от 18.12.2019
«Периодизация – ложь, да в ней намек»
Проблема кризисов неотделима от целостной конструкции онтогенеза, т.е. периодизации. Можно ли сегодня некритически использовать (например, применять для конструирования ступеней образования) сложившиеся модели взросления — вот основной вопрос, обсуждаемый на 4 заседании постоянного семинара МГПУ
Материалы семинара
Периодизация – ложь, да в ней намек
Докладчик
Катерина Поливанова
Научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, доктор психологических наук, профессор

Семинар № 3 от 20.11.2019
«Подростковый кризис в структуре возрастов»
На третьем заседании был заслушан доклад о подростковом возрасте – периоде между детским и взрослым возрастами, не имеющем «своей» ведущей деятельности. Говорили о психическом развитии человека в этот период, о его роли и значимости в развитии общества, а также о формах подростковой активности.
Материалы семинара
Александр Венгер
Александр Венгер
Докладчик
Александр Венгер
Профессор кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО, доктор психологических наук

Семинар № 2 от 23.10.2019
«Проблема переходов и теория онтогенеза»
На встрече обсудили проблему переходов между уровнями образования в свете теоретических представлений об онтогенезе человека. Поговорили о месте и роли теории ведущей деятельности в современной картине онтогенеза. Коснулись вопроса методологии SAM и значения диагностики на переходах.
Материалы к семинару
Детская психология. Собрание сочинений. Том 4
Избранные психологические произведения
Интегральная периодизация общего психического развития
Избранные психологические труды
Докладчик
Пётр Нежнов
Ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, кандидат психологических наук, доцент

Семинар № 1 от 02.10.2019
«Проблема переходов между уровнями образования»
Взросление ребёнка предполагает несколько переходов между этапами образования: из детского сада в начальную школу, из начальной школы — в основную, из основной — в старшую, из старшей — в высшую. Все эти переходы играют разную роль в жизни ребенка и взрослого, некоторые из них чреваты серьезными конфликтами, другие — проходят незаметно.
Тезисы к семинару
Переходы в Развитии
Переходы между ступенями образования
как смысловые ориентиры образовательного процесса
Материалы к семинару
Событие действия (Заметки о развитии предметных действий II)
Посредническое Действие и Развитие
Продуктивное Действие
Докладчики
  • Александр Венгер
    Профессор кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАНПО

  • Николай Веракса
    Главный научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО

  • Елена Кравцова
    Научный руководитель Института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского МГПУ

  • Пётр Нежнов
    Ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, кандидат психологических наук, доцент
  • Галина Цукерман
    Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО им. Л.Г. Щукиной, доктор психологических наук
  • Борис Эльконин
    Главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, доктор психологических наук, профессор