О семинаре
Университетский семинар «Что такое деятельностный подход в образовании» проводится на базе МГПУ с начала 2018 года. Он стал площадкой дискуссии вокруг внедрения в российскую систему образования идей Л. С. Выготского и его последователей: А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и других наших выдающихся соотечественников. Причиной появления дискуссии стало осознание факта, что сами термины «деятельность» и «деятельностный подход» по-разному понимаются специалистами образования всех уровней, что тормозит практику реализации ФГОС.
Подробнее
Проблема изменения образовательных стандартов назрела повсеместно: в Европе, Азии и Америке. Исследования, проводимые по всему миру, посвящены, по сути, трем вопросам: каким должен быть на выходе из школы в общество человек, чтобы соответствовать вызовам времени и своим собственным интересам? какой должна быть система образования, обеспечивающая его для этого возможностями и инструментами? как преобразовать «традиционную» систему образования в систему, отвечающую вызовам времени и потребностям общества? Именно эти вопросы и являются основополагающими для семинарских дискуссий на базе МГПУ.

Уже несколько лет МГПУ на разных площадках проводит обсуждения проблем обновления содержания образования и оценки его качества. Эта работа показала, что есть необходимость говорить о фундаментальных вещах, которые зафиксированы в стандартах, рассматривать понимание отдельных элементов институциональных норм, прояснять смыслы и значения деятельностного подхода, конкретизировать базовые принципы концепции, заложенной в Федеральный образовательный стандарт.

Университетский семинар выбрал для своего формата четыре точки полярности, два вектора: «практика — теория» (темы заседаний) и «дискуссия — погружение» (формат семинара). Это позволяет охватывать очень разные сферы, задавать значительный объем и широту обсуждения. При этом строго удерживается фокус семинаров, чтобы за поиском нового не размывалась проблематика дискуссии. Мы приглашаем всех желающих принять участие в обсуждении насущных проблем!

По итогам каждого года семинара издается сборник «Деятельностный подход в образовании», содержащий как материалы заседаний, так и практические наработки разных авторов в ключе деятельностного подхода.
Организаторы
Игорь Реморенко
Ректор МГПУ, доктор педагогических наук, доцент
Борис Эльконин
Главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Семинар состоялся
19 января
в 15:30 по МСК
Онлайн
Тема: «Ребенок как субъект учебной деятельности: кто может вырастить это чудо?»
С докладом «Ребенок как субъект учебной деятельности: кто может вырастить это чудо?» перед участниками семинара выступила Галина Цукерман, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО. В этом докладе, были продолжены темы, затронутые спикером в рамках XXVII научно-практической конференции Ассоциации специалистов развивающего обучения «МАРО».

В своем докладе, сделанном на конференции, Галина Анатольевна переосмыслила некоторые части схемы «Три слоя учебной деятельности», которая была предложена В.В. Давыдовым и его коллегами в 1988 году. Спикер проанализировала эти слои (мышление, коммуникация, самосознание) по нескольким критериям:
  • предмет совместной работы учеников и учителя,
  • субъект учебной деятельности,
  • механизм порождения рефлексии,
  • результат совместной работы ученика и учителя,
а затем отметила изменения, которые претерпело их содержание.

Например, определяя механизм порождения рефлексии в процессе коммуникации, Галина Анатольевна предложила использовать метафору «эмоциональное заражение», поскольку «каждый момент самостоятельного конструирования понятий происходит в мощном эмоциональном субстрате… сопровождается взрывом удовольствия».

Докладчик также внесла уточнение в понятие «результат совместной работы ученика и учителя» в контексте самосознания. Кроме рефлексии как индивидуальной способности к самоизменению и установлению границ я-самости, есть еще один результат подобных совместных усилий — поиск неизвестного. «Постоянное ощущение, что из точки, которую я… достиг, мне открывается что-то новое», — отметила Галина Анатольевна.

Затем Галина Цукерман подробно разобрала схему «улитки», предложенную В. В. Давыдовым в качестве описания взаимного перехода «мира внутреннего» и «мира внешнего» в процессе развития ребенка, и определила особенности этого перехода между личностью и окружением у младших школьников и подростков.

Рассказывая, каким образом была развита и усовершенствована модель В. В. Давыдова, спикер особо отметила значение слова «поиск»: это все, что «связано с поиском нового способа действия… в узловых точках развертывания учебной деятельности». Дополнив знания об индивидуальных особенностях детей, наиболее склонных к поисковой активности, Галина Анатольевна обстоятельно проанализировала понятие учебной самостоятельности, «умения учить себя». «Субъектное действие должно строиться по трем осям: “могу действовать без чьей-либо помощи”, “могу действовать по собственной инициативе”, “могу действовать по собственному замыслу”», — отметила спикер.

Из-за ограничения во времени спикер не успела представить вторую часть доклада, которая и была предложена участникам семинара. Посвящена она самому интересному — будущему, вопросам в области субъектности деятельности младших школьников, которые пока только предстоит осмыслить.
Материалы к семинару
Докладчик
Галина Цукерман
Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО им. Л.Г. Щукиной, доктор психологических наук
Видеозаписи семинара
Уважаемые коллеги!
Приглашаем продолжить дискуссию в группе семинара на Facebook.
Хотите первым узнавать о предстоящих семинарах? Тогда оставьте свой e-mail.
Участники предыдущих семинаров
Книги по итогам семинаров прошлых лет