ШОУ
Блог

Принципы организации современного образовательного пространства

Автор: Мищенко Татьяна

Эта статья должна была носить резюмирующий характер. Я бралась описать основные принципы организации современного образовательного пространства, изучая опыт Дирекции по строительству и реконструкции зданий и сооружений образовательных организаций ДОНМ (далее – Дирекция). Передо мной в буквальном смысле стояла задача ограничиться зрительным наблюдением, так называемой расшифровкой или чтением объекта. Конечно, это всё я опишу. Однако пассивное зрительное наблюдение сменилось на активное интеллектуальное через вовлечение, погружение и даже участие в процессе. Спишем это на наивность первого курса магистратуры. Это я в самой примитивной и наивной манере из всех возможных манер подвожу к опыту обучения в магистратуре (всё-таки педагог, всё-таки исследователь).


0

Попробую выдержать некую скептическую дистанцию в описании принципов организации современного образовательного пространства, добавив к ним органичные вопросы: можно ли определить такое современное пространство как «совместность» (внимание к части «место») и как обнаруживать новые способы использования школы? Спойлер: ответы вот так сразу не дам, но приглашаю порассуждать с о в м е с т н о.

1

В части создания современного образовательного пространства Дирекция занимается разработкой единых требований к зонированию, наружной и внутренней отделке школ Москвы. Речь идёт о разработке стандарта «Московская школа», в котором фиксируются принципы проектирования зданий московских школ. Сегодня новый стандарт качества внедряется в городских поликлиниках. На очереди – образовательные организации. Основная работа идёт в направлении создания эффективной и комфортной среды для учебы и творчества. В проектировании школьных зданий участвует множество людей: заказчики, дизайнеры, инженеры. Одна из задач единого стандарта – сделать их совместную работу проще и результативнее. Важно понимать, что внедрение нового стандарта в школах — масштабный проект и он требует пристального внимания.

Основные принципы проектирования зданий московских школ[1]:

  1. Доступная и гостеприимная школа (многофункциональное пространство здания). В школе должно быть пространство для школьных мероприятий, многофункциональные рекреационные и учебные пространства.
  2. Комфортная, удобная, трансформируемая школа, предусматривающая разнообразие активностей с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные и т.п.). Особенности элементов среды: наличие трансформируемых раздвижных перегородок, эксплуатируемые подоконники, напольные покрытия с игровыми элементами, подиумные конструкций и т.д.
  3. Технологичная школа (применение современных технологий в образовательном процессе).
  4. Бережливая школа (эффективная эксплуатация здания).
  5. Прозрачная школа (принцип открытого учебного процесса – отсутствие традиционных замкнутых учебных помещений).
  6. Безопасная школа (образовательный процесс должен быть безопасным; отсутствие неэффективных и травмоопасных конструкций и их элементов, отсутствие отдельно стоящих колонн в учебных кабинетах).


2

Исходя из этих принципов можно выделить следующие ключевые понятия архитектурно-планировочных решений: гибкость, адаптивность, трансформация, системность, контекстность, процессность, динамичность, событийность, модульность. На качество образования, его доступность влияет предметно-пространственный компонент образовательной среды. Дирекцией определены следующие характеристики современного образовательного пространства[2]:

1.Функциональность:
  • Трансформируемое пространство;
  • Ресурсосберегающее пространство;
  • Многофункциональные помещения;
  • Открытый учебный процесс за счет использования стекла.
2.Технологичность:
  • Помещения оснащены современным учебным оборудованием;
  • Работа систем энергопотребления автоматизирована.
3.Удобство:
  • Эргономичная мебель;
  • Понятная навигация;
  • Продуманная система группировки кабинетов и помещений;
  • Оптимальная логистика образовательного процесса.
4.Эстетичность:
  • Единый дизайн для всех помещений;
  • Натуральные материалы и улучшенное освещение;
  • Продуманное оформление для содействия эффективному обучению.
5.Безопасность:
  • Система видеонаблюдения;
  • Система контроля и управления доступом;
  • Безопасную эксплуатацию здания обеспечивают инженерные системы.

Важно отметить, что проектирование образовательных пространств, так или иначе, должно предусматривать возникновение и сценарии решения противоречий процесса формирования личности учащихся. В школе ребёнок должен получать дружелюбный посыл, обещающий возможность социального взаимодействия. Последнее реализуется через общение, в том числе и с пространством. Ян Гейл, датский архитектор, признанный эксперт по вопросам качества городской среды, отмечает, что «общение между людьми требует определенного пространства. Нам нужна возможность регулировать, развивать и сворачивать процесс»[3]. Предложу и воспользуюсь метафорой «школа как город», в котором само образовательное пространство должно помогать поддерживать процессы, активизирующие «городскую» жизнь. Поэтому очень важно включать в это пространство стимулы и возможности для учащихся. Ведь, чем больше вариантов использования пространства, тем больше в нём жизни.

3.0

Допущу, что сформулированные в Дирекции принципы организации современного пространства несут в себе очень важный посыл и возможности для возникновения новых способов использования школы. И дело не только в том, как мы распределим или организуем «предметно-пространственные ресурсы», но и в том какие возможности у школьников производить самих себя в отношениях с другими, образовывать автономные творческие «совместности», школьные сообщества в пространстве школы. И если мы с вами вообразим, например, что современная образовательная среда школ-новостроек, может оцениваться как эффективное пространство, то одними из критериев этого станут сообщества, «совместности» школьников. Последние можно расценивать как индикатор, выявляющий актуальные потребности определенных групп учащихся (изобретение новых вариантов отдыха от учебного процесса; специфические, творческие подходы во взаимодействии с пространством для общих активностей и т.д.). Современное, удобное, технологичное пространство школы должно создавать условия для работы с учениками как с сообществами для сбора идей и экспертных точек зрения в управлении школы. Если учащиеся погружены во внутренние процессы планирования и управления, наделены определёнными полномочиями, имеют возможность для коллаборативных практик, то степень их ответственности за школу значительно возрастает. Думаю, что это хороший критерий оценки эффективности современной образовательной среды. 



[1] Стандарт «Московская школа» (единые требования к зонированию, наружной и внутренней отделке школ Москвы). URL: https://dirstroy.dogm.mos.ru/legislation/kap-rem/%D0%91%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82_27.01.2022_Print.pdf (дата обращения: 23.02.2022).
[2] Принципы организации современной образовательной среды. URL: https://dirstroy.dogm.mos.ru/blog/detail/10498106.html (дата обращения: 23.02.2022).
[3] Гейл Я. Города для людей. М., 2012. С. 49.