Развиваем теоретическую базу образовательной урбанистики с 2017 года
Школа Образовательной Урбанистики (ШОУ) развивает теоретическую базу образовательной урбанистики с 2017 года. Это проект Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. ШОУ – это общее название для деятельности нашей исследовательской команды, которая проводит исследования городских образовательных практик, организует публичные семинары и лекции, проводит курсы повышения квалификации для учителей и людей, работающих в образовании, экспертирует городские образовательные программы и проекты.
Каждый год в фокус внимания нашей группы попадают новые аспекты темы, и эта страница отражает многообразие направлений нашей деятельности: публичная программа, исследования и публикации, магистерская программа и курсы повышения квалификации.
В 2022 году нам интересно увидеть образовательные практики подростков и учителей именно как жителей города, а не участников формализованного образовательного процесса. Что делают подростки и учителя «самостоятельно, для себя»?
СЕМИНАР ШОУ
Собираем опыт со всей России как офлайн, так и онлайн
В новом сезоне мы продолжаем говорить об образовательных возможностях городской среды. В сентябре-декабре встречи Школы образовательной урбанистики организуют и проведут магистранты программы «Педагог-исследователь городской среды». Они представят темы, которые их особенно волную — городские исследования с подростками, животные в городе, городские арт-практики и др. А после Нового Года мы представим новые научные и методические разработки Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ и встретимся с коллегами из разных регионов, чтобы поговорить о различных аспектах взаимодействия с городской средой в образовательных целях — от новых форматов путеводителей до развития эмоционального интеллекта.
Ближайший семинар
Подростки довольно часто были предметом обсуждения на ШОУ. Однако на предстоящей встрече нас ждет совершенно новый ракурс: мы поговорим о подростках в путешествиях.
Учитывают ли при этом взрослые пожелания самих подростков? Какой может быть роль подростков в определении целей путешествия и его организации? Меняется ли что-то, когда подростки участвуют в планировании совместно со взрослыми, наравне с ними или вовсе самостоятельно организуют поездку?
Посмотрите записи нескольких семинаров ШОУ. С кем из гостей семинара вам хотелось бы пообщаться подробнее? Какие вопросы задать или обсудить? Может быть, вам есть что сказать по одной из тем прошедших семинаров? На каком вы могли бы выступить и с каким сообщением?
Семинары ШОУ продолжаться в новом учебном году. Предложите тему семинара, вопросы для обсуждения. Кого вы хотели бы пригласить на свой семинар в качестве спикеров и почему?
Образовательная урбанистика: опыт описания ключевых понятий
Понятия «городская среда», «городской объект», «городской ресурс» традиционно рассматриваются такими науками, как урбанистика, экономика, социология и другими, однако развитие новых направлений в образовании включает их и в педагогические исследования, в частности в области образовательной урбанистики.
Буланов, М. В. Образовательная урбанистика: опыт описания ключевых понятий / М. В. Буланов, А. Н. Россинская, Е. А. Асонова // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 6(40). – С. 236- 245. – DOI 10.23951/2307-6127-2021-6-236-245. – EDN PIPRLY.
В статье поставлена проблема оценивания городских объектов педагогами для отбора и включения их в образовательный процесс в соответствии с актуальными педагогическими задачами. Для этого учителями и руководителями образовательных учреждений должны быть приняты определенные организационные и методические решения в зависимости от характеристик рассматриваемых городских объектов. Фокус исследования направлен на разработку и описание инструмента педагогической оценки городских объектов, которая поможет в обоснованном принятии таких решений.
Россинская, А. Н. Педагогическая оценка городских ресурсов / А. Н. Россинская, М. В. Буланов, Е. А. Асонова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2023. – № 2(226). – С. 33-42. – DOI 10.23951/1609-624X-2023-2-33-42.
Методическое пособие от сотрудников и партнеров Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования. В нем собраны советы о том, какими могут быть учебное городское исследование и проект, программы курсов, ориентированных на активное привлечение городских ресурсов в качестве учебного материала, статьи о компетенциях городского учителя и видах учебной деятельности в условиях открытого городского пространства.
Закрой учебник, открой город / Е. А. Асонова, Л. Ф. Борусяк, М. В. Буланов [и др.]. – Москва : Некоммерческое партнерство содействия научной и творческой интеллигенции в интеграции мировой культуры «Авторский Клуб», 2021. – 112 с. – (Новая педагогическая грамотность). – ISBN 978-5-907027-54-1.
Подготовка учителей к сопровождению городских проектов подростков
Буланов, М. В. Подготовка учителей к сопровождению городских проектов подростков / М. В. Буланов, А. Н. Россинская // UniverCity: Города и Университеты : Сборник статей / Под редакцией С.Н. Вачковой, Н.И. Кондратьевой. Том Выпуск 6. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Грин Принт", 2022. – С. 99-113. – EDN CYYJYK.
В книге собраны статьи и методические материалы сотрудников, магистрантов и выпускников Московского городского педагогического университета, посвященные опыту работы с детьми и подростками в городской среде и учреждениях культуры, а также организации социокультурных мероприятий. Вниманию читателей предложены фрагменты пособий, комплексы заданий, проекты рабочих программ и другие методические материалы. Представлен опыт осмысления образовательной ценности школьной, музейной и городской среды, сообществ и событий. Издание предназначено для педагогов и студентов педагогических вузов.
Магический чемодан : Методические материалы для педагогов и не только. – Москва : Московский городской педагогический университет, 2023. – 252 с. – ISBN 978-5-243-00763-4
Развитие креативной компетенции педагогов в городской среде
В постоянно меняющихся условиях современного мира от педагога требуется значительно больше, чем предметные знания и методические умения. Умения, способности, качества личности и знания, позволяющие адаптироваться и успешно работать в условиях неопределенности, можно описать в терминах креативной компетенции педагога. В статье дается авторское определение креативной компетенции педагога и рассматривается ее структура, необходимая для разработки обучающих материалов. Авторы статей - педагоги и выпускники магистратуры «Педагог-исследователь городской среды».
Россинская, А. Н. Развитие креативной компетенции педагогов в городской среде / А. Н. Россинская, Г. В. Фукс // Образование и город: Третья миссия университета. Ресурсы взаимного развития : Сборник статей по итогам Пятого и Шестого ежегодных международных симпозиумов. 2022-2023 / Под редакцией С.Н. Вачковой. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "А-Приор", 2023. – С. 220-236. – EDN WVEEAH.
Асонова, Е. А. Город как естественная среда образования / Е. А. Асонова, М. В. Буланов, А. Н. Россинская // UniverCity: Города и Университеты. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экон-Информ", 2022. – С. 25-38. – EDN BANSIU.
Как город может и должен изменить педагогическое образование
Асонова, Е. А. Как город может и должен изменить педагогическое образование / Е. А. Асонова, А. Н. Россинская, М. В. Буланов // UniverCity: Города и Университеты. Том Выпуск 4. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экон-Информ", 2020. – С. 31-48. – EDN JLIXAN.
В сентябре 2021 года в МГПУ открылась магистратура «Педагог-исследователь городской среды». Основой профессиональной компетенции современного педагога является его способность и готовность быть одновременно исследователем и проектировщиком образовательного процесса. Умения изучать, оценивать, анализировать информацию определяют профессиональную самостоятельность учителя и могут обеспечить конкурентоспособность московского образования в мире, так как позволяют ориентировать обучающихся на непрерывный характер образования, открытость и доступность самых разных образовательных ресурсов.
Несомненно, основным ресурсом для такой профессиональной деятельности педагога является новая область знаний – образовательная урбанистика. Городская инфраструктура (социальные и культурные институты, неформальные образовательные проекты, промышленность и транспортная система, городское пространство и др.) для обучающихся на программе становится объектом научного исследования и образовательного проектирования, а результаты обучения затем трансформируются в новые курсы, образовательные программы, метапредметные проекты и новые образовательные маршруты как для педагога, так и для учеников.
Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Преподаватель Дирекции образовательных программ МГПУ, тьютор, создатель образовательных медиа