Текст и фото: Вячеслав Горбунов
Когда учишься на программе «Педагог-исследователь городской среды», тебе регулярно приходится отвечать на вопросы в духе: «Это что за специальность такая?», «Что такого педагог может исследовать, да ещё и в городской среде?». И вот мой первый семестр магистратуры подходил к концу, а подобные вопросы по-прежнему вводили меня в ступор несмотря на то, что в лексиконе появилось такое понятие, как «образовательный потенциал городского объекта» и другие хитрые словосочетания.
На помощь пришла практика первого семестра, а если быть откровенным, то обобщение её результатов для экзамена и вебинара ШОУ. В рамках практики нужно было выбрать объект наблюдения и регулярно вносить записи о нём в дневник. Записи могли быть любого характера от своих воспоминаний до исторических справок, выписок из новостей и количества людей, которые на объект посмотрели.
Важным требованием при выборе объекта было то, что взаимодействие с ним не должно было требовать дополнительных усилий (это должен был быть не памятник на другой стороне города, а что-то, с чем ты пересекаешься на регулярной основе в своей повседневной жизни), поэтому я выбрал мост через речку Сетунь рядом с домом
Не зная, с чего начать, я решил его сначала сфотографировать. И не зная, чем продолжить пошёл фотографировать его второй раз, когда внезапно оказалось, что на опоре наклеили объявление – кто-то решил, что его точно заметят на таком проходимом месте. Так же, видимо, решил тот, кто наклеил свой стикер на другом берегу. Ещё нам как-то попалось задание на «бегущем городе» про этот мост: на нём надо было найти число 1918. Я был уверен, что мосту больше ста лет, решил проверить это, чтобы написать в дневнике, и с удивлением обнаружил, что мост намного моложе: 1948-го года постройки, просто перекладинка на четвёрке в то время отвалилась.
После этого идеи для записей стали появляться сами собой:
- Мост не 1918-го года – а что тут вообще тогда было?
- Если на мосту есть стикеры и сигны художников, надо узнать и про другой стрит-арт в округе.
- Начал искать старые фото моста – увлёкся сравнением с другими мостам и по соседству.
- Пошёл снимать другие мосты, услышал, как ребёнок спрашивает у мамы, почему из вентиляции валит пар, а она не может ему объяснить. И я не смог бы, несмотря на техническое образование – значит нужно узнать!
И вот, когда я стал собирать всё это воедино, готовясь к выступлению на вебинаре, я вдруг понял, зачем нам говорили про образовательный потенциал. Он есть у любого объекта, с которым мы пересекаемся в городе (и, конечно, не только в городе), и, что стало главным откровением, этим объектом не ограничен. При этом то, что наблюдали мы за объектами, с которыми до этого часто взаимодействовали, говорит о том, что он не всегда очевиден. И задача педагога-исследователя этот потенциал увидеть, понять, какие ресурсы нужны для его реализации, и этот потенциал реализовать.