Остановка общественного транспорта как образовательный ресурс города
Автор: Уварова М.С.
«Оно не то, чем кажется…»
Задумывались ли вы когда-то о том, как и где учится и развивается ребенок? Уверена, что многие подумают про детский сад, школу, колледж или вуз. Некоторые вспомнят воспитательные беседы родителей или наставления, мол «учись, а то будешь всю жизнь работать за копейку».
Асонова Е. А., заведующая лабораторией социокультурных практик МГПУ, говорит, что ребенок нуждается в том, чтобы закрыть книгу и открыть город. Хм. Надо подумать. Что есть особенного на улице, что может оказать образовательное влияние на ребенка?
Однажды для подготовки к занятиям в магистратуре, я прочитала книгу Осориной М.В. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». Она пишет о том, какие необычные места в городе влияют на ребенка. Удивительно, но в список таких мест входят не музеи и центры дополнительного образования. Это мусорные контейнеры и свалки, общественный транспорт, кладбища, подвалы и подъезды, заброшенные здания, заросли кустарников, перила у входа в магазин и многое другое. Оказывается, обыкновенные предметы и явления, к которым мы, взрослые, привыкли и не воспринимаем как значимые, на самом деле чему-то учат каждого ребенка.
Стало ужасно интересно, что еще в городе влияет на ребенка? Как это что-то проникает в юные сердца и умы?
«Наш паровоз вперед летит, в коммуне остановка»
Иду на работу. Раннее утро. Сонно и лениво дети плетутся в школу, родители тянут за маленькую ручонку малышей в детский сад. По дороге мчат машины и автобусы. Троллейбус усами зацепился за длинные линии проводов в небе. Все многообразие наземного транспорта словно вальсируя кланяется у остановок.
Ребенок в городе становится пользователем остановок или наблюдателем того, что там происходит. Проведя мини-исследование я выяснила, что остановки общественного транспорта можно рассматривать в качестве образовательного ресурса города. Остановки становятся полем для размещения социальной рекламы. Так, в Москве действует ряд проектов с размещением баннеров на остановках, билбордах и газетных киосках. Например, «Почувствуй стиль города – соблюдай правила дорожного движения» [1], «Для них изоляция никогда не закончится» [2]. Социальная реклама фонда охраны природы ACT Now размещалась на остановках общественного транспорта и работала с помощью датчиков движения. Когда человек подходил на остановку, из динамиков раздавались аплодисменты за то, что он выбрал более экологичный способ передвижения общественным транспортом [3]. Еще можно встретить социальную рекламу, направленную на оказание помощи людям с ограниченными возможностями, телефоном доверия для детей, оказавшихся в трудной ситуации в семье, реклама о вреде курения и баннеры с распознаванием признаков инсульта.
Несомненно, такая реклама влияет на ребенка - подталкивает на размышления, несет образовательный контент, информирует о предоставлении помощи в сложной ситуации. Чтобы реклама не надоела, баннеры разной тематики периодически перемещают между остановками.
Образовательный потенциал несут сами конструктивные особенности остановочных пунктов – тактильная плитка в асфальтовом покрытии для ориентации слабовидящих людей, резиновое покрытие остановочной площадки, места для инвалидной коляски, электронное табло для получения информации в максимально доступной форме, поручни [4]. Это показывает ребенку, что есть люди с разными возможностями, но важны безопасность и удобство каждого. Наличие мусорных баков у остановки закладывает нормы социального поведения.
Также образовательное воздействие на ребенка может оказывать поведение других людей на остановках. Ребенок наблюдает за тем, как ведут себя на остановке его родители: куда они встают, как узнают маршрут движения транспорта (на табло, у других пассажиров, в телефоне), как пользуются удобством инфраструктуры, как покидают зону остановки при посадке в транспорт. Ребенок замечает, как ожидают свой автобус другие дети со своими родителями или без, что делают взрослые люди. Ребенок оценивает вербальное поведение (речь: слова, интонацию, громкость) и невербальное (жесты, расположение в пространстве). Оценивая других, ребенок учится моделям поведения для себя.
Так, мы рассмотрели остановку общественного транспорта как образовательный ресурс города. Были выделены некоторые темы: социальная реклама, функциональные особенности конструкции остановочных пунктов, поведение пользователей остановок. Наблюдая за тем, что происходит на остановке, пользуясь ее функционалом, ребенок учится поведению, добывает новую информацию об особенностях окружающего мира, учится быть горожанином. Данная статья может стать толчком для глубокого исследования в области образовательного потенциала городской среды.