Сегодня японская культура распространилась по всему миру: японские сериалы, фильмы, комиксы и книги пользуются большим спросом; рестораны японской кухни открываются во многих городах; деятели искусства добавляют японские мотивы в свои работы. В том числе это отразилось и на архитектуре. Такие знаменитые зодчие как Фрэнк Ллойд Райт не скрывали своей любви к стране восходящего солнца и использовали традиционные японские мотивы. В наши дни японские архитекторы создают инновации, которые влияют на мировую архитектуру. Например, принцип модульности, обеспечивающий стандартизацию архитектуры [3, с. 179].
Мой исследовательский вопрос: “Какие тенденции были характерны для архитектуры периодов Токугава и Мэйдзи?” Эти два периода были выбраны неслучайно, ведь именно с переворотом Мэйдзи в некогда изолированную страну пришли западные технологии и культура, которые сильно повлияли на консервативность времён Токугава целом и на архитектуру в в частности. Впоследствии Япония стала одной из самых влиятельных стран в мировой архитектуре. Чтобы понять, как Япония достигла такого успеха, необходимо изучить путь её развития. Затронуть всю историю архитектуры в одной работе не удастся, поэтому я рассмотрю лишь два периода, между которыми архитектура Японии претерпела наибольшие изменения.
Архитектура периода Токугава (1604-1868)
Здания эпохи Токугава до сих пор поражают своими масштабами и детализацией. Одним из таких зданий является мавзолей Тосёгу, построенный в 1647 году под руководством сёгуна Иэмитсу, внука Иэясу, благодаря которому род Токугава получил власть [2, с. 23]. Мавзолей является комплексом из нескольких храмов, которые сочетали в себе синтоистские и буддийские архитектурные элементы [2, с. 23]. Планировка ансамбля асимметрична, в ней нет чёткой структуры. Это связано с тем, что мавзолей встраивался в рельеф и географию леса, в котором находился.
Храмовые постройки в ансамбле отличаются богатым и разнообразным декором на стенах и внутри, сложным фронтоном и крышей в форме арбалета, известной ещё со времён эпохи Момояма (1568-1600) [2, с. 24].
До XVII века большинство японских замков строились только из дерева и больше были похожи на американские форты времён Дикого запада, которые появились значительно позднее [1, с. 290]. Однако с приходом сегуната Токугава замки превратились из аванпостов в административные центры региона, поэтому требовали лучшей защиты. Для строительства новых замков использовался каменный фундамент. Однако главная башня оставалась деревянной и отличалась большим количеством декора. Одним из замков нового типа, который дошел до наших дней, является замок в Нагое, построенный в 1610 году. При постройке оборонительный пункт имел дополнительные строения и стены, но во время Второй Мировой войны был почти полностью уничтожен бомбардировками. Сейчас можно увидеть только восстановленное главное здание. Каменный фундамент и монументальность всего строения создают впечатление прочной и неприступной крепости, высокая башня имеет традиционную для японской архитектуры двускатную крышу и обильно украшена декором. Крыша выполнена в стиле Карахафу (волнистые или изогнутые края крыши, образующие фронтон).
Еще одним выдающимся памятником, по которому можно судить о характерных чертах храмового зодчества Японии, является синтоистский храм, построенный в 1744 году в Идзумо.
Храм состоит из нескольких построек, для большинства из которых характерна двухскатная крыша, что, возможно, является отсылкой к тростниковой крыше первобытной хижины. На верхушке некоторых зданий можно увидеть кацуоги (поперечные брёвна) и тиги (выпирающие стропила).
Главное здание имеет квадратную форму и стоит на деревянных сваях высотой около четырех метров, внутри поддерживается восемью колоннами. На входе в ансамбль стоят тории (ворота без створок), характерные для всех синтоистских храмов.
Почти сразу после прихода к власти Иэясу Токугава в 1604 году Япония закрылась от всего мира на долгие 200 лет. В этот период в японской архитектуре не происходило особых новшеств [2, с. 25], поэтому по постройкам периода Токугава можно изучать ранние периоды японского зодчества: среди главных строений были как синтоистские храмы, выполненные по старым образцам, так и величественные замки, использующие традиционные элементы декора.
Архитектура периода Мэйдзи (1868-1912)
После падения сёгуната Токугава в Японию хлынули европейские идеи, технологии и инвестиции. Многие японские города начали походить на европейские мегаполисы того времени. Особенно это сказалось на столице - Эдо, нынешнем Токио.
Одним из ярчайших примеров, проявления влияния европейской архитектуры на японскую можно назвать штаб-квартиру Министерства юстиции, построенную в 1895 году по проекту немецких архитекторов. Здание симметрично, построено из красного кирпича. Само здание по стилю напоминает классицизм: строгая симметрия, простые формы, малое количество декора, четко выделены окна, углы, границы этажей, колонны.
Годом ранее, в 1894, была построена первая штаб-квартира Мицубиси, архитектором которой выступил британец Джосайя Кондер. Внешне здание напоминает георгианский стиль, распространенный в Англии: красный кирпич в качестве основного материала, выделенные окна, карнизы и колонны. Здание симметрично, в нём есть акцент на окнах и парадном входе. Крыша скатная, с небольшими фронтонами, дымоход выделен в отдельные выступающие элементы, за фронтами высокие башни в форме вытянутых пирамид.
Из-за того что в Японии землетрясения являются частым явлением, дома долгое время делали из дерева. Такое строение легче восстановить, и оно меньше давит на почву, что снижает вероятность оползня. Строения периода Мэйдзи были построены по европейским технологиям из более тяжёлых материалов.
Кроме того, в европейских стилях часто делается акцент на отдельные элементы здания: окна, углы, двери, балконы, карнизы и пр. В японских зданиях старого образца акцент сделан скорее на общий вид здания, нежели на отдельные его элементы: двускатная крыша, подчёркивающая вершину здания; окна и стены могут быть украшены орнаментом, что создаёт впечатление непрерывной картины (это заметно на примере мавзолея Тосёгу, о котором шла речь в начале первой части).
Впрочем, уже в это время были архитекторы, которые пытались совместить европейские технологии с японскими традициями. Так родился стиль гийефу [4, с. 138]. В этом стиле в 1876 году построена начальная школа Кайчи в городе Мацумото. С одной стороны, в здании видны элементы, нехарактерные для японской архитектуры: цоколь и углы выделены рустовкой, из крыши выпирает восьмиугольная башня, граница этажей выделена карнизом. С другой стороны, дерево как основной материал, двухскатная крыша, оформление центрального входа и окон - такие особенности характерны для древнейших представителей японской архитектуры [4, с. 138]. Всё это делает начальную школу Кайчи уникальной и непохожей на то, что было в Японии прежде.
После переворота Мэйдзи (1868) начался культурный и технологический обмен между Японией и остальным миром. Это отразилось и на архитектуре. Зодчие отдавали приоритет большим, каменным европейским домам и несложным старояпонским постройкам, так как считалось, что они наиболее устойчивы к землетрясениям [2, с. 26]. В этот период Япония начала следовать мировым тенденциям, перенимать опыт и технологии стран Европы, что в будущем помогло выстроить свой собственный путь в архитектуре.
Заключение
В период Токугава Япония была закрытой страной, поэтому архитекторам ничего не оставалось, кроме как совершенствовать традиционные стили. В это время архитекторы улучшали и шлифовали традиционные стили [2, с. 25]. Благодаря таким тенденциям сегодня учёные могут изучать историю японского зодчества.
Период Мэйдзи, напротив, показал сильные изменения в архитектуре. Были приглашены иностранные архитекторы, активно использовались европейские технологии. Крупные города, особенно Эдо (Токио), стали застраиваться зданиями европейского типа. Некоторые архитекторы пытались совмещать европейские технологии и японские традиции. В это время японская архитектура интегрировалась в мировую. Впоследствии это послужило основой для создания уникальных стилей и инноваций в сфере архитектуры в Японии [3].
Список источников
СтатьяБрылевский Г. Б. Японские замки - история и современность // Ежегодник Японии. 2007. №36. С. 289-297
КнигаДенике Б. П. Япония : Альбом по архитектуре. Москва : Изд-во Всес. акад. архитектуры. 1935. 103 с.
СтатьяСытник В. М. Особенности развития японской архитектуры в двадцатом столетии // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2012. №11. С. 171-179
СтатьяДмитрий С. Ц. Основные направления архитектуры Японии периода Мэйдзи и Тайшо (конец XIX – начало XX вв.) // Вестник ИШ ДВФУ. 2024. №1. С. 136-145