Три поколения магистрантов — три интереснейших сборника статей
Сборники студенческих работ — это всегда отличная возможность для обучающихся прикоснуться к миру серьезных исследований. Часто изыскания студентов находят живой отклик у профессиональной заинтересованной аудитории, ведь их работы дают возможность посмотреть свежим взглядом на предмет изучения, а нередко и обнаружить какое-то иное решение актуальной проблемы. Убедиться в этом можно, ознакомившись со сборниками статей, написанных магистрантами программы «Проектирование городских образовательных инфраструктур».

Идеи этих материалов рождались во время многочисленных совместных проектов, обсуждений и исследований. Фейерверк идей оказался настолько грандиозным и масштабным, что появился не один, а целых три сборника:
Магистратура «на салфетках». Проектирование городских образовательных инфраструктур: от идеи к реализации
Первый сборник стал итогом насыщенного двухгодичного обучения участников программы «Проектирование городских образовательных инфраструктур». К чему же отсылает такое необычное название сборника: что значит «магистратура на салфетках»? Дело в том, что эта магистратура рождалась в прямом смысле на салфетках в кафе, куда ходили ее авторы — Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, и Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

Там за чашкой кофе они обсуждали и проектировали модули, курсы, практики и стажировки новой магистратуры. Здесь же создавался образ выпускника магистратуры: кем он должен стать, куда ему пойти работать и что спроектировать, чтобы изменить образовательную инфраструктуру города. Студенты, вдохновившись историей создания учебной программы, сами предложили такое название для сборника. Кстати, названия последующих сборников — тоже результат креативного совместного мозгового штурма.

Молодые исследователи, авторы первого сборника, ищут ответы на многие вопросы, среди которых:
  • 1
    каким должно быть комфортное учебное пространство?
  • 2
    почему важна визуальная грамотность и как ее развивать?
  • 3
    как проявляют себя в образовательной среде особенности когнитивной сферы детей с одаренностью?
  • 4
    какие новые возможности в обучении английскому языку дает иммерсивный театр?
Источником вдохновения для поиска тем исследований становились многочисленные учебные мероприятия, встроенные в программу обучения. Так, например, в статье Екатерины Асоновой собраны воспоминания магистрантов об их первой учебной практике «Город как учебник», которая должна была сочетать в себе исследовательский подход к городской инфраструктуре и погружение в проблематику образования. В качестве задания магистранты получили сборник методических анекдотов «Город как учебник: 100 идей для учителя».
«Эти истории сочинялись специально для учебных целей: каждый кейс содержит в себе описание ситуации, когда учитель вдруг обнаруживает в городской ткани, как это сейчас модно говорить, в среде молодых урбанистов и культурологов, некий изъян или артефакт, который вдохновляет его на методическое открытие — задание, для выполнения которого ученикам придется изучить что-то в городе»,
— объясняет руководитель программы магистратуры «Проектирование и сопровождение программ в сфере чтения детей и молодежи» Екатерина Асонова.
Одна из статей сборника повествует об опыте создания среды, стимулирующей подростка на самостоятельный поиск произведений для чтения. Для этого автор статьи, магистрант Анастасия Овчарова, дала своим ученикам следующее задание:
«Представьте, что вам нужно найти пьесу для постановки в классе. Неважно, это будет классический текст или современная пьеса. Важно, как именно вы будете ее выбирать: по каким параметрам? обратитесь ли за помощью? какими ресурсами воспользуетесь для поиска?».
Результаты такого необычного эксперимента она и сформулировала в статье.

Однокурсник Анастасии Роман Раух поделился опытом создания среды, насыщенной возможностями, которая позволяет воспитаннику детского сада в свободной игровой деятельности получать разнообразный двигательный опыт.

В статьях сборника также представлен опыт студентов, полученный во время образовательной стажировки в Финляндии, в рамках которой они посетили лучшие инновационные школы этой страны. Они подробно изучили финскую систему образования, познакомились с инфраструктурой: детскими больницами, библиотеками, музеями, профсоюзом учителей.

Знания и опыт, полученные во время учебной практики и стажировки, магистранты использовали в собственных работах, которые вошли в первый сборник.
#Магивделе: проектирование и развитие городской образовательной инфраструктуры



«#Магивделе: проектирование и развитие городской образовательной инфраструктуры» — второй сборник магистерских работ, в котором авторы исследований поднимают следующие вопросы:

  • 1
    повышает ли благоприятная образовательная среда познавательную активность школьников?
  • 2
    насколько тесно связаны социальные инфраструктуры и социальная активность горожан?
  • 3
    каков визуальный язык пространства современной школы?
  • 4
    как с помощью исследовательской работы в музее развивать soft skills у подростков?
  • 5
    какова роль детских книжных фестивалей в развитии читательской культуры?
Хештег «Магивделе» студенты придумали сами, когда ушли на дистантную практику во время пандемии, — они писали посты про свой опыт работы и учебы в онлайн-формате. В работе над сборником также приняли участие магистранты программы «Проектирование и сопровождение программ в сфере чтения детей и молодежи».
Итоги работ представлены тремя разделами сборника. В первом — проектирование и развитие образовательной среды — можно прочитать про исследования пространства для билингвального класса, узнать о сочувствующем проектировании и о том, как развивать soft skills обучающихся в процессе проектирования образовательной среды. Второй раздел, посвященный развитию городской среды, расскажет об образовательной экоурбанистике, использовании инклюзивных практик в библиотеках и подготовке детских книжных фестивалей. Третья часть сборника — образовательные практики в городе — познакомит читателя с исследовательской работой в музеях, расскажет, как организовать читательские сообщества библиотек, и представит образы детских библиотек в социальных медиа.
#МАГиЯвгороде: проектирование и развитие городской образовательной инфраструктуры
Основные статьи следующего, третьего, сборника «#МАГиЯвгороде: проектирование и развитие городской образовательной инфраструктуры», подготовила третья команда выпускников магистерской программы. Однако в книге можно найти также исследования, выполненные магистрантами других магистерских программ, — «Развитие детской одаренности», «Проектирование и сопровождение программ в сфере чтения детей и молодежи», «Обеспечение безопасности образовательной организации».

В книге представлены четыре рубрики: «Городская среда: качество и устойчивое развитие», «Образовательные практики в городе», «Безопасность в городе», «Проектирование и развитие образовательной среды». Знакомясь с ними, читатель узнает больше об образовательных городских маршрутах, качестве городской среды и реновации спортивной инфраструктуры, образовательных практиках городской инфраструктуры и экологической активности, а также найдет ответы на вопросы:
  • 1
    как территории вокруг московских школ поддерживают тренд на здоровый образ жизни?
  • 2
    каким образом происходит развитие социального интеллекта младших школьников в музыкально-обогащенной среде школы?
  • 3
    возможно ли использовать ресурсы города для развития лингвистических способностей студентов?
  • 4
    приживется ли в школах соучаствующее проектирование?
  • 5
    можно ли школьную столовую превратить в многофункциональное пространство?
  • 6
    идаже — как правильно подготовить охранников для работы в образовательных организациях?
В 2022-2023 учебном году программа «Проектирование городских образовательных инфраструктур» содержательно трансформируется и получит новое название — «Проектирование и дизайн образовательной среды». Теперь она будет ориентирована на подготовку специалистов по экспертизе и проектированию образовательной среды — актуального тренда современного образования, связанного с реализацией федеральной программы по строительству и капитальному ремонту объектов образовательной инфраструктуры в рамках Национального проекта «Образование».

Надеемся, что первые научные опыты участников следующего набора окажутся столь же содержательными, а составленный из них сборник — не менее интересным.