Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования
Дайджест
Делимся свежей информацией
|
Выпуск 1, 2021 года
Материалы мартовского дайджеста посвящены исследованию различных подходов к организации образовательного процесса, инфраструктурным изменениям и редизайну школьной среды, разработкам программ развития общеобразовательных организаций, достоинствам и недостаткам дистанционной формы обучения, разным аспектам в сфере дошкольного образования и другим важным и актуальным вопросам современного образования
Разработка и апробация шкалы оценки условий развития игровой деятельности детей в дошкольных группах
Анна Якшина, Татьяна Ле-ван, Сергей Зададаев, Игорь Шиян
Без игры нет полноценного проживания детства. Однако исследования показывают, что современные дети не умеют играть, да им особенно и негде. Уровень развития игры дошкольников остается низким, а условия для нее — минимальны. Основной критерий игры высокого уровня — способность играющего одновременно удерживать воображаемую и реальную ситуации. Но даже педагоги порой подменяют истинную игру другой деятельностью, не понимая ее особенностей. При этом инструменты, принятые сегодня для оценки условий игры, в основном обращают внимание на второстепенные характеристики. Шкала «Поддержка детской игры», разработанная авторами исследования, состоит из 97 индикаторов, сгруппированных в семь показателей, и позволит дать максимально полную оценку игровой среде и педагогическим практикам. Подробнее об исследовании, которое провела и описала группа сотрудников лаборатории развития ребенка, читайте в статье
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3–7 лет
Лариса Логинова
Образовательное событие — одна из инновационных форм организации жизни детей в дошкольной организации. В его основе лежит игра — развивающая, протяженная во времени и пространстве, с множеством связанных между собой сюжетов. Тщательно подготовленная взрослым, такая форма организации и реализации образовательной деятельности помогает детям незаметно для них самих добиваться как предметных, так и универсальных образовательных результатов: принимать решения, планировать свою жизнь в группе, познавать окружающий мир, приобретать разнообразные умения и навыки.
Пособие не только познакомит читателя с особенностями этой формы организации работы с детьми, но и предложит конкретные примеры и идеи образовательных событий
Театральная педагогика в городе: неформальные ресурсы образования
Татьяна Климова, Александра Никитина
Хороший спектакль — не только повод для размышления над поднятой в нем проблемой, но и возможность проанализировать образцы взаимоотношений, примерить на себя различные ролевые модели, приобщиться к чужому опыту переживания и рефлексии.
Подробнее о таком образовательном потенциале театра расскажет монография «Театральная педагогика в городе: неформальные ресурсы образования», которая поможет читателю овладеть приемами для развития творческого потенциала. Кроме того, ресурсы театральной педагогики чрезвычайно важны для решения психолого-педагогической проблемы развития образовательной мотивации обучающихся. Именно их и предлагают использовать авторы книги для восполнения социокультурных дефицитов и усвоения обучающимися предметных, метапредметных и личностных компетенций
Школьные проектные команды: создание, деятельность, сопровождение
Александр Моисеев
Научно-методическое пособие призвано помочь читателю не только осознать важность создания проектных команд в современной образовательной организации, но и разработать модель их сопровождения. Автор уверен, что от включенности педагогов в школьные проектные команды напрямую зависит развитие у обучающихся навыков проектной, в том числе командной работы.
Из книги читатель узнает о ключевых понятиях проектного менеджмента, истории проектных команд в российском образовании, а также познакомится с авторской моделью системы сопровождения проектных команд общеобразовательных организаций и опытом ее апробации
Дата-грамотность как актуальный образовательный результат в условиях цифровой трансформации общества
Павел Глухов, Андрей Дерябин, Александр Попов
Внедрение современных цифровых технологий повлияло на многие сферы человеческой жизни. Так, например, перед образованием цифровизация поставила новые вызовы: в связи с растущим значением науки о данных и искусственного интеллекта в контексте фундаментальных изменений в экономике и на рынке труда появилась необходимость переосмыслить содержание и методы преподавания математики и информационных технологий, общественных наук и медиаобразования. Кроме того, возникла потребность в оформлении новых типов и видов образовательных результатов, на которые должна быть направлена современная педагогика. В поиске ответов на подобные вызовы авторы подробно рассмотрели понятие дата-грамотности, а также исследовали его содержание и состав. Читатель также узнает из статьи о способах освоения обучающимися науки о данных и различных подходах ее изучению

Диагностика в формате PISA: методические рекомендации по разработке заданий, проведению диагностики и интерпретации результатов
Светлана Вачкова, Елена Долгодворова, Оксана Знаменская, Валерия Ликонцева,
Светлана Санина, Ольга Соколова, Елена Ушакова
С помощью методических рекомендаций, представленных в книге, педагоги смогут самостоятельно разрабатывать тренировочные задания для обучающихся основной школы в формате международных исследований PISA по трем направлениям: читательской, математической и естественнонаучной грамотностям.
В представленном пособии комплексно рассматриваются не только принципы создания заданий в формате международных исследований, но и способы их применения, интеграции в учебный процесс, интерпретации и способов оценки результатов — как с точки зрения оценки итогового результата, так и с точки зрения обнаружения существующих образовательных дефицитов
Роль педагогического вуза в системе наставничества молодых педагогов: результаты апробации модели двойной очной, дистанционной наставнической и методической поддержки молодых учителей Московского городского педагогического университета 2017–2020 гг
Татьяна Щербакова
Начиная самостоятельную работу в школе, молодые учителя остро нуждаются в профессиональной поддержке. Так, в рамках проекта «Сертификат «Московский учитель» была запущена специальная программа поддержки молодых специалистов. Она предполагает очное и дистанционное сопровождение молодых педагогов преподавателями университета, а также возможность профессионального общения с коллегами из других школ. Инструменты программы разнообразны: цифровая платформа «МГПУ — Твой наставник» поможет подобрать консультанта или мастер-класс; «Дискуссионный клуб alma mater» — предложить тему для обсуждения; формат «В гости на урок» — пригласить коллег на собственные уроки, а экспертный блок программы обеспечит возможность личного общения с экспертами из сферы образования
Мотивирующее обучение: теоретические вопросы и практические рекомендации
Андрей Иоффе
Современный мир стремительно меняется. Как образованию отвечать на вызовы времени, но сохранять систему ценностей? Как сделать занятие глубоким содержательно и вовлекающим эмоционально? Как помочь ребенку раскрыть свои способности? Почему учитель и ученик не всегда понимают друг друга? Зачем учить учиться? От чего зависит выбор педагогических техник и технологий? На что обращать внимание при оценке занятия?
Учебное пособие предлагает авторское видение блочно-модульного конструирования современного занятия. Занятие можно собрать из блоков и модулей, как конструктор, — и таким может быть не только урок, но и классный час, учебная игра, родительское собрание. Используя ключевые блоки, описанные в пособии, педагог сможет превратить традиционное мероприятие в образовательное событие, ведь именно мотивирующее обучение лежит в основе развития потенциала личности. О приемах, подходах, технологиях и стратегиях повышения мотивации в образовании также можно узнать в новом пособии
Магистратура «на салфетках». Проектирование городских образовательных инфраструктур: от идеи к реализации
Елена Иванова, Екатерина Асонова, Ирина Виноградова (составители)
Под вопросом «какой быть школе?» часто имеется в виду внешний вид самого учебного здания и классов. Такой подход рассматривает школу как часть общественного пространства города. Он признает связь качества образования и среды, в которой будет протекать учебный процесс. Данную тему выбрали для своих исследований сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур и лаборатории социокультурных образовательных практик. Результатом их работы стал сборник статей магистрантов МГПУ.
Здесь молодые исследователи ищут ответы на вопросы: каким должно быть комфортное учебное пространство? почему важна визуальная грамотность и как ее развивать? как проявляют себя в образовательной среде особенности когнитивной сферы детей с одаренностью? какие новые возможности в обучении английскому языку дает иммерсивный театр?