Современный детский сад: универсальные целевые ориентиры дошкольного образования
|
Ольга Шиян, Анастасия Белолуцкая, Наталья Денисенкова, Юлия Короткова, Елена Смирнова, Наталья Титова, Игорь Шиян
Пособие «Современный детский сад: универсальные целевые ориентиры дошкольного образования», написанное коллективом авторов Лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, — важная книга для воспитателя детского сада и любого, кто всерьез интересуется дошкольным детством. Она описывает основные принципы, по которым рекомендуется организовывать образовательный процесс в детском саду, выбрав приоритетом развитие личности ребенка. В качестве центрального новообразования дошкольного возраста авторы выделяют инициативность — уникальное качество, формирующееся в дошкольном возрасте. Она проявляется в умении ребенка по собственному желанию создавать замысел и воплощать его, преодолевая трудности.

Основой же для осуществления подобных замыслов, по мнению исследователей, становятся общие способности ребенка: коммуникативные, регуляторные и познавательные. Именно они позволяют детям управлять своим поведением, решать сложные задачи и взаимодействовать с партнерами.

Следуя взглядам Л.С. Выготского, авторы выделяют два процесса, определяющих развитие: обучение, в ходе которого ребенок осваивает уже созданные и хранящиеся в культуре образцы, и творчество, направленное на создание нового, еще не существовавшего. Как, передавая образцы, не убить в ребенке способность к творчеству? Книга является развернутым ответом на этот вопрос.
Основное внимание в пособии исследователи обращают на универсальные целевые ориентиры, которые формируются через освоение разных предметных областей (в ходе изучения математики, занятий музыкой, искусством), но при этом не привязаны к конкретному предмету. Так, если универсальные целевые ориентиры — это цель, то предметные ориентиры — тот материал, с помощью которого цель достигается. Авторы пособия утверждают, что именно универсальные целевые ориентиры обеспечивают преемственность детского сада и школы: «подготовлен к школе (к современной школе) тот, кто любознателен, заинтересован в решении задач, может работать в команде, осознанно следовать правилам, реализовывать свой замысел, проявлять инициативу».
Авторы книги органично соединяют теорию с практикой. «Для развития инициативности и самостоятельности (ключевых новообразований дошкольного возраста) принципиально важна свободная деятельность. Возникает вопрос: как ставить и решать задачи детского развития и при этом быть гибким, иметь возможность ориентироваться на детские интересы и смыслы?» — задают они вопрос.
И предлагают в помощь воспитателю профессиональный инструмент — навигатор. Каждый навигатор посвящен одному из фрагментов образовательного процесса и содержит:
задачи развития, которые может ставить перед собой педагог в рамках конкретного фрагмента образовательного процесса;
перечень действий, которые может предпринимать педагог, чтобы работать над этими задачами и в организованной деятельности, и при сопровождении свободной деятельности детей;
описание предметно-пространственной среды, необходимой для решения задач развития.
Авторы пособия показывают, как все эти условия, необходимые для формирования общих способностей и инициативности, проявляют себя в ходе решения всех образовательных задач – во время занятий и свободной деятельности, на прогулке и во время режимных моментов.

Книга конкретизирует те целевые ориентиры, которые сжато сформулированы в стандарте, и помогает педагогам сделать детский сад пространством детского развития.
Видеозаписи вебинаров