Развивающий диалог
в детском саду как инструмент развития познавательных способностей
|
Евгений Крашенинников, Ольга Холодова
Основная цель данного пособия — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления дошкольников. Диалектическое мышление — одна из форм мышления, позволяющая видеть существенные противоречия в объектах познания и продуцировать на основе структурного преобразования этого противоречия новые идеи. Диалектическое мышление осуществляется путем применения диалектических мыслительных действий, то есть может быть осознанным и направленным; его можно развивать путем решения диалектических мыслительных задач, погружения в значимые для ребенка противоречивые ситуации. Диалектическое мышление органично присуще детскому возрасту. Но в процессе дальнейшей жизни при столкновении с формально-организованной культурой способность выявлять противоречия в окружающем мире и преобразовывать их снижается, в результате чего пропадает стремление к новизне и творчеству, а жизнь человека становится более конфликтной, так как он не может выделить продуктивные элементы в несовпадающих с его мнением позициях. Развитие диалектического мышления у дошкольника необходимо для успешного противостояния усредненной обыденности и рутине тривиальности, в которую погружает человека массовая культура и зачастую традиционная школьная педагогика.

В основе предлагаемой в пособии системы работы лежит структурно-диалектический подход в психологии, разрабатываемый научно-исследовательским коллективом под руководством доктора психологических наук, профессора Н.Е. Вераксы, описавшего диалектические структуры. Их применение позволяет обнаруживать, ставить перед собой и решать диалектические мыслительные задачи.
Видеопрезентация книги