Развивающий диалог
в детском саду как инструмент развития познавательных способностей. Сценарии занятий с детьми 4–7 лет
|
Евгений Крашенинников, Ольга Холодова
Как обсуждать с дошкольником философские проблемы, чтобы это не только было понятно и интересно, но и полезно для его развития? Возможно ли научить его мыслить философски? На эти вопросы ответили сотрудники лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Евгений Крашенинников и Ольга Холодова в своем методическом пособии «Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей. Сценарии занятий с детьми 4−7 лет». Рассчитанная на воспитателей детских садов, книга будет также интересна и родителям, заинтересованным в том, чтобы сформировать у своих детей особый — диалектический — способ мышления.

Подобный тип мышления позволяет видеть существенные противоречия в объектах познания, а потом совершать диалектическое превращение. Такое превращение предполагает, что для любых объектов, идей, явлений, ситуаций всегда существуют противоположности.
«Именно диалектическое превращение является базовым действием творческого мышления, потому что без превращения можно только усовершенствовать старое, а не создать новое», — говорят авторы
Пособие не зря имеет подзаголовок «сценарии занятий». Оно представляет собой подробно расписанные примеры занятий. Основные их темы — движение и развитие.
1
В чем смысл движения и как оно отличается от покоя?
2
Можно ли двигаться, если ты стоишь, и стоять, если двигаешься?
3
Как нарисовать движение?
4
Двор собственного дома в разные времена года — это тоже движение или нет?
5
Является ли развитием превращение одного человека (например, актера) в другого?
6
Является ли развитием моя собственная жизнь, которая движется от прошлого к будущему?
Над всеми этими вопросами одинаково интересно будет задуматься и ребенку, и взрослому, а потом обсудить их друг с другом. Развивающий диалог предполагает, что ребенок не просто слушает объяснения взрослого, а сам формирует представление о движении (и/или развитии) и его признаках. Так, самые простые наблюдения (меняющиеся картины за окном автобуса) и действия (игрушечный грузовик, который везут на веревочке) превращаются в демонстрацию внутреннего единства движения и покоя, и их различия.
Видеозапись вебинара