Как спроектировать школьный двор
|
Татьяна Ле-ван, Белла Филатова, Анна Якшина
Все обычные школьные дворы кажутся одинаковыми: клумбы, лавочки, дорожки, спортивная площадка. Дети спешат на уроки, родители группками ждут у входа первоклашек. Вопрос: чем здесь может заняться ребенок и взрослый? Кажется, выбор невелик. Типичный школьный двор — фон, а не продолжение пространства школы. Он не поддерживает разные возможности и интересы детей и взрослых, не становится лицом школы. Обычно школьные дворы пустуют – там неинтересно проводить время. А школьный двор должен быть таким, чтобы всем в нем было комфортно и интересно взрослым, и детям.
Спросим у школьников, каким, по их мнению,
должен быть школьный двор?
Школьные дворы должны быть нескучными. Там не должны быть только скамейки и турники, там должно быть что-нибудь еще веселое. Чтобы можно было больше играть и общаться!
Школьный двор должен быть красивым, а то он всегда вялый!
Ася Тибелиуз, 3 класс
Школа №91, Москва
Савва Жицкий, 1 класс
Школа №91, Москва
По-моему, школьный двор должен быть таким, чтобы всем в нем было хорошо! И взрослым, и детям, и бабушкам, и дедушкам. Скамеек нужно — охранникам, учителям. Чтобы всем было удобно.
Вася Суслин, 4 класс
Школа №91, Москва
Школьный двор как ресурс
Школьный двор может стать образовательным пространством и ресурсом для развития сообщества школы, транслирующим его ценности!

Мировая практика показывает, что школьные дворы могут быть интересными, наполненными жизнью.
Программа «Инициатива для школьных дворов»
Бостон, США
Детский сад и начальная школа De Piramide
Антверпен, Бельгия
Cквер «Радужный мир»
Выкса, Нижегородская область, Россия
Исследования показали, что подобная трансформация школьных дворов по методу соучаствующего проектирования привела к повышению физической активности детей, улучшению их академических результатов и бОльшей вовлеченности в учебный процесс. Очень важно сохранить комплексный подход к проектированию, когда каждый уголок двора задействован и играет свою роль: тщательно продуманы решения по освещению, покрытиям, озеленению. Тогда на сравнительно небольшой территории находится место и открытой площадке с амфитеатром, и игровым маршрутам, и укромным зонам для уединения. В грамотно спроектированных школьных дворах все зоны и объекты во дворе спроектированы по принципам всесезонности и многовариантности использования: дети могут свободно и творчески осваивать пространство в любую погоду.
Проектируем школьный двор вместе
Руководители школ и педагоги часто недоумевают: зачем спрашивать мнение детей? Эстетичную и функциональную образовательную среду способен спроектировать любой хороший архитектор, но будет ли это пространство своим для тех, кто находится в нем каждый день? Совместное же обустройство школьного двора при сочувствующем проектировании помогает учесть разные точки зрения и создать пространство, объединяющее всех. Дети и взрослые учатся видеть интересы и потребности друг друга и разделять ответственность за общий результат. И это меняет весь уклад школьной жизни. Так формируется сплоченное сообщество — объединение людей с общими ценностями и целями, но разными проблемами.

Если решились, с чего же начать?
Для выбора подходящего вашей школе пути к соучастию необходимо проанализировать два вопроса:
  • 1
    Насколько школьное сообщество готово к соучастию?  
  • 2
    Какие ресурсы для соучаствующего проектирования у вас есть?
Ответить на первый вопрос поможет комплексная диагностика по методике «Соучастие 5D». Она включает анонимный онлайн-опрос, самооценку и взаимооценку, наблюдение за образовательной средой, работой педагогов, взаимодействием внутри коллектива, фокус-группы.

Ответ на второй вопрос школа получает во время внутренних обсуждений и консультаций со специалистами по работе с сообществом и архитекторами. Здесь оцениваются человеческие, финансовые и инфраструктурные ресурсы
Подробнее читайте в практическом пособии по изменению уличных прогулочных пространств образовательных организаций (школ, детских садов, образовательных центров, семейных клубов) методом соучаствующего проектирования, которое представили сотрудники Лаборатория развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Татьяна Ле-ван и Анна Якшина совместно с партнерами из архитектурного бюро «Дружба» и образовательной мастерской «Драконопроект» в рамках стратегического проекта МГПУ «Университет для города: перспективные городские исследования».

Материалы по теме
Новая практика планирования городской и образовательной среды, в которой есть место каждому
От скромных игровых площадок прошлого к мультифункциональным плейхабам будущего
Город, в котором удобно ребенку и маме с коляской, подойдет и будет удобен каждому
Упоминание в СМИ
Журнал EdExpert
Школьный двор нового поколения
Вести образования
Как выглядит школьный двор нового поколения

РИА Новости
Школьный двор как «место силы»
Партнеры