ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ В МУЗЕЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ И СОЗДАНИЕ СООБЩЕСТВА Наталья Жабина Сегодня работа с подростками в музеях воспринимается как перспективное, но сложное направление. Дело в том, что подросткам наскучили привычные форматы посещения музея, у них другие запросы и ожидания, которые не всегда оправдываются. Во многом это связано с тем, что сотрудники музея слышат пожелания родителей и педагогов, но не самих школьников. В попытках заинтересовать подростков и учесть мнение родителей и педагогов музеи внедряют множество образовательных и развлекательных программ, однако не все они оказываются популярными и востребованными. Существует очевидный разрыв между реальными потребностями современных подростков и тем, как музеи их представляют. О том, как стереотипы чаще всего мешают эффективной работе с подростками, читайте в статье. |
НЕВИДИМЫЕ ГОРОДУ ПОДРОСТКИ И ИХ МЕСТО В ГОРОДЕ Елена Иванова, Екатерина Барсукова, Елизавета Маякова, Александра Янгуразова Тема взаимоотношений подростков и города активно обсуждается не только в сети, но и в профессиональном педагогическом сообществе. Регулярно проводятся различные тематические мероприятия: форумы, семинары, открытые дискуссионные площадки. Дело в том, что запрос подростков в отношении городских пространств часто не входят в повестку большинства урбанистов, архитекторов и других специалистов, которые чаще всего ориентированы на семьи с детьми до 10 лет. Выходит, что подросткам приходится буквально искать «свое место». Ученые МГПУ совместно с архитектурным бюро «Чехарда» провели исследование, чтобы выяснить, где любят проводить время подростки. Они попытались определить, по какому принципу школьники выбирают себе пространства, насколько комфортно им находиться в городе. Подробнее об этом читайте в статье. |
АНАЛИЗ ЭКСПОЗИЦИЙ МУЗЕЕВ МОСКВЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И РЕФЛЕКСИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСЕТИТЕЛЕЙ Наталья Жабина, Анна Головина Музейную экспозицию можно воспринимать как нарратив, рассказывающий свою отдельную историю. С этим нарративом аудитория может вступать в диалог: принимать, отторгать, интерпретировать по-своему. Выходит, что музей может «говорить» с нами. Существует даже такой термин как «музейная коммуникация». Большую роль в ней играет то, как организовано само пространство музея. К примеру, экспозиции, отвечающие принципа партиципаторного (соучастного) музея, активнее вовлекают посетителя и способствуют выстраиванию прямого диалога с ним. Исследователи решили разобраться, какие же методы и инструменты используют музеи для коммуникации с посетителями? Они проанализировали 30 экспозиций музеев Москвы — масштаб, достойный внимания. |
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЫХ ГОРОЖАН НА МАТЕРИАЛЕ ГОРОДСКИХ И МЕДИЙНЫХ ТЕКСТОВ Олеся Сененко Сегодня принято выделять такой вид функциональной грамотности, как грамотность в вопросах здоровья. Это умение находить, понимать, оценивать и использовать информацию, связанную со здоровьем. Исследователи говорят, что она теснейшим образом связана с читательской грамотностью. Тексты, так или иначе касающиеся ЗОЖ, могут подталкивать к размышлениям о связанных с ним проблемах, поиску и анализу дополнительной информации, а также к формированию личной позиции по теме. Авторы статьи протестировали 40 обучающихся основной школы, чтобы проверить их читательскую грамотность, уровень осознанности в вопросах здоровья, а также готовность рассуждать на заданную тему. К каким же выводам пришли исследователи? Об этом — читайте в статье. |
НУЖНА ЛИ МОЛОДЕЖИ СОВРЕМЕННОСТЬ? Екатерина Асонова, Любовь Борусяк Нужно ли включать в образование ресурсы современной культуры: современные произведения детской и подростковой литературы? Этот вопрос нередко поднимается в профессиональном педагогическом сообществе. С одной стороны, такая литература может мотивировать на чтение и помогать ввести в процесс постижения более сложной — классической литературы, а с другой – немало педагогов настаивают на том, что произведения новых авторов не являются важным фактором социализации, интеграции в культуру и самоидентификации подростков. Тем не менее значение современной литературы для российских подростков в процессе их социализации, познания мира и самих себя изучено очень слабо. Этот факт подтолкнул ученых к проведению исследования. Эксперты решили выяснять, насколько московским подросткам важно ощущать себя современными и какую роль в понимании сегодняшних проблем для них играют книги новых авторов. Подробнее о результатах исследования — в статье. |
ГОРОД БУДУЩЕГО: БЕЗЛИКИЙ ХАЙ-ТЕК ИЛИ ВОЗРОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Борис Рыжов, Ольга Котова Каждый архитектурный стиль несет в себе отпечаток мировоззрения своих современников. Выходит, что, погружаясь в архитектурное пространство, человек невольно впитывает нравственные идеи создавшей его эпохи. Так, сейчас мы живем в мире современных построек, буквально пропитанных утопической идеей мультикультурализма, что неизбежно ведет к уничтожению всякой культуры. А как сами жители оценивают современную архитектуру, нравится ли она им? Ответом на этот вопрос стали результаты масштабного исследования особенностей эстетического восприятия различных архитектурных стилей, в котором приняли участие 645 респондентов из разных городов России в возрасте 15–48 лет. Подробнее о его результатах — в статье. |
КАК РОДИТЕЛЯМ ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ ТАК, ЧТОБЫ ОН УЧИЛСЯ РАЗМЫШЛЯТЬ И ИССЛЕДОВАТЬ? Ирина Воробьёва, Ольга Шиян Умение думать логически, контролировать свои импульсы, вести дискуссию, планировать и прочие способности взрослой психики появляются у ребенка не сами по себе и даже не в ситуации игры с особенными игрушками или выполнения заданий, а во время общении с другими людьми. И в этом смысле любая повседневная ситуация, где есть вы и ребенок, может стать инструментом для развития. Диалог — это незаменимое средство для того, чтобы дети учились думать самостоятельно и учились исследовать идеи. Ведь мышление — это и есть «диалог в голове», разговор с собой, решение задачи «внутри». Но затеять обсуждение с ребенком бывает очень непросто. Чаще хочется объяснить, научить, подсказать. Да и сам ребенок часто не хочет отвечать, молчит или говорит что-то невпопад. Что делать в этой ситуации? Ответы — в статье. |
ПРОЕКТ «УРОК В МУЗЕЕ». КАК РАБОТАЮТ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЯГКИХ НАВЫКОВ? Вардигул Мкртчян На сегодняшний день существуют два проекта, которые дают возможность учителям проводить уроки в музеях по готовым методическим материалам и пособиям. Это проекты «Учебный день в музее» и «Урок в музее». При этом разработкой материалов для занятий занимаются сами музеи. Этот тандем таит в себе огромный потенциал, ведь с его помощью можно не только разнообразить привычный формат обучения, но и развивать мягкие навыки. Исследователи проанализировали материалы, подготовленные музеями Москвы и предстваленные на сайтах проектов «Учебный день в музее» и «Урок в музее» с точки зрения развития предметных и метапредметных навыков обучающихся. Анализ раскрыл особенности образовательной деятельности 28 музеев Москвы. О том, к каким выводам пришли авторы исследования, читайте в статье. |
АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ЖИТЕЛЯМИ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА ПЛАТНЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Сергей Весманов, Дмитрий Весманов, Олеся Аплевич, Гурген Акопян В Московском регионе год от года наблюдается увеличение спроса на программы среднего профессионального образования: только в 2023 году в колледжи поступило на 20 % студентов больше, чем в предыдущем. Какие же образовательные программы наиболее востребованы у выпускников 9-х и 11-х классов? Ответ на этот вопрос найдется статье нового сборника. Ее авторы изучили предложения платных образовательных программ 44 колледжей города и рассказали, какие из них пользовались наибольшим спросом в последние годы. Результаты этого исследования будут важны не только руководителям образовательных организаций СПО для принятия решение о том, какие платные образовательные программы стоит развивать в первую очередь, но и молодым людям и их родителям, чтобы понять, на какую профессию сегодня стоит обратить внимание. Читаем подробнее. |
КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: КАК РУКОВОДИТЕЛЮ ШКОЛЫ РАБОТАТЬ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ? Валерия Маркова, Андрей Иоффе, Людмила Бычкова, Ирина Виноградова, Анна Данилина, Светлана Летуновская В новом выпуске сборника исследователи продолжают разговор о культуре образовательных отношений. В предыдущем выпуске они рассказали о ее типах (административном, традиционалистском, индивидуалистическом, коллективистском) и о том, зачем вообще ее исследовать. А новой статье объясняют, как руководителю школы работать с результатами исследования культуры образовательных отношений, а именно: как анализировать их в управленческой команде и вместе педагогами? какие вопросы задать себе, чтобы сделать обоснованные выводы и принять взвешенные решения? Подробнее читайте в статье. |
КРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В ОБУЧЕНИИ МОСКВИЧЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Юлия Донскова, Наталия Калинникова, Людмила Копылова Учиться никогда не поздно, согласны? Студенты Серебряного университета МГПУ не только разделяют это утверждение, но и успешно воплощают его в жизнь. Авторы статьи рассказывают о том, как университет помогает московским пенсионерам оставаться активными членами общества, развивать творческие способности и навыки межпоколенческой коммуникации. Например, «серебряные» выпускники, прошедшие программу профессиональной переподготовки «Экскурсоведение», открыли клуб «Москва и москвичи», где еженедельно проходят встречи и обсуждаются различные темы по краеведению, истории столицы, разрабатываются новые маршруты экскурсий и многое другое. А выпускники курса по литературному творчеству и журналистскому мастеру создали собственную газету «Траектория жизни». О том, какие еще возможности открывает москвичам старшего возраста обучение в Серебряном университете, читайте по ссылке. |