СЧАСТЬЕ ПО ПРИЧИНЕ: ПСИХОЛОГИЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ В ГОРОДЕ Дарья Касаткина Елена Нехорошева Мегаполис дает современному горожанину множество возможностей: инфраструктура становится все более комфортной и отвечающей запросам жителей города, транспортная доступность повышается с каждым годом, различные социальные услуги, например, запись ко врачу, ЖКХ и обслуживание жилья, оформляются в электронном формате, появилась возможность голосовать за внедрение городских решений и влиять на благоустройство города. Но почему даже с учетом всех этих условий горожане нередко чувствуют себя несчастными? Ответ на этот вопрос постарались найти авторы статьи, сфокусировавшись на жизни отдельного человека в большом городе. Какие факторы могут позволить этому конкретному человеку чувствовать себя счастливым и полноценным членом общества, готовым участвовать в развитии своего города? К чему он стремится и о чем мечтает? Как эти стремления движут им и влияют на место, в котором он живет? И что в итоге ему нужно для того, чтобы чувствовать себя счастливыми в мегаполисе? |
УСТОЙЧИВЫЕ ГОРОДСКИЕ СООБЩЕСТВА И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ Елена Иванова Екатерина Барсукова Елизавета Маякова Анна Тер-Григорян Городские сообщества — это настоящая экосистема, участников которой объединяют общие интересы, ценности, насущные вопросы и социальные практики. Родительские, спортивные, музыкальные, соседские и еще тысяча других тематических объединений людей — примеры таких сообществ. Авторы статьи изучили критерии, по которым люди объединяются в различные городские сообщества, выяснили, как регулируется внутренняя деятельность таких объединений, проанализировали цели, которые преследуют горожане, становясь частью городских сообществ, а также постарались ответить на вопрос, чем им может быть полезен университет как один из социальных институтов. |
СПРАВЕДЛИВЫЙ МЕГАПОЛИС: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ СЕМЕЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ГОРОДА Елена Нехорошева Каждый родитель старается дать своему ребенку лучшее. Образование не исключение. Выбирая между государственной или частной школой, обучением на дому, в онлайн-школе или семейным образованием, родителю необходимо взвесить все «за» и «против», чтобы сделать осознанный выбор. Многочисленные исследования показывают, что политика свободного выбора школы не так эффективна в повышении успеваемости обучающихся и выравнивании возможностей, как ожидалось. Автор статьи проанализировал образовательные запросы семей и пришел к выводу, что далеко не всегда главным фактором при выборе школы становится ее сильная академическая программа и учет потребностей ребенка. Нередко родители предоставляют своим детям идентичный собственному школьный опыт. Подробнее об этом читайте в статье. |
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОРОЖАН О ДРУЖЕЛЮБНОСТИ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ К ВЗРОСЛОМУ С РЕБЕНКОМ Ирина Воробьёва Анна Якшина Татьяна Ле-ван Наверняка каждому на улицах города приходилось видеть маму, вынужденную поднимать коляску с ребенком по лестнице за неимением пандуса. Наверняка каждый родитель, выйдя с ребенком в пространство города, хоть раз испытывал бытовые неудобства: в банке не оказывалось места для детской коляски, во взрослой поликлинике — места для переодевания ребенка, в кафе — детского стульчика для кормления или низко расположенной раковины. Исследование, которое посвящено изучению представления горожан о дружелюбности городских пространств и городской инфраструктуры для взрослых с детьми провели сотрудники Лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Оно позволило выявить основные дефициты и потребности семей с детьми в городе, а значит, сделать шаг к мегаполису, удобному каждому. Подробнее читайте в статье. |
ВЗГЛЯДЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ Татьяна Ле-ван Наталья Филимонова Анна Якшина Разработка методологии соучаствующих исследований с детьми младшего возраста и подростками является актуальной задачей для всего международного научного сообщества. Изучением этого вопроса также активно занимается Лаборатория развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, которая уже несколько лет разрабатывает тему соучаствующего исследования перспективы детей младшего возраста (до 12 лет) об условиях, в которых растет и развивается ребенок. Могут ли дети эффективно участвовать в принятии решений по поводу организации детско-взрослых пространств? Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи лаборатории опросили около 100 детей 5-7 лет и выяснили, как они понимают, что значит «принимать решение», и что думают о возможности принимать решение относительно среды, в которой растут. Подробнее о результатах исследования читайте далее. |
ПОДРОСТКИ В ГОРОДЕ: СТРАТЕГИИ ОСВОЕНИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА Любовь Борусяк Мегаполис открывает подросткам огромные возможности для развития, образования, приобщения к культурным ценностям. Само пространство города — мощный образовательный и просветительский ресурс. Чтобы выяснить, как московские подростки осваивают городское пространство, какие стратегии для этого используют и в чем им помогают родители и школа, научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провела социологическое исследование с участием подростков — обучающихся 7–11-х классов. Автор рассказывает, какими образовательными и культурно-просветительскими возможностями Москвы пользуются юные москвичи и как именно они это делают. |
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К СОПРОВОЖДЕНИЮ ГОРОДСКИХ ПРОЕКТОВ ПОДРОСТКОВ Максим Буланов Анастасия Россинская Современные педагоги все чаще используют образовательную урбанистику в преподавательской практике. Они проводят уроки в парках и музеях, используют городскую среду и ее инфраструктурные объекты для изучения архитектурных форм, социальных явлений и понятий, организуют профессиональные сообщества для развития педагогических компетенций. Именно интерес педагогов к использованию городской среды в качестве объекта исследования и проектирования школьников, а также саморазвития вдохновил авторов статьи на разработку курса повышения квалификации для педагогов «Методика организации и сопровождения городских исследований и проектов подростков». Подробнее о нем читайте далее. |
КЛУБ КАК ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ОБЩЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА Ксения Киктева Книжные, театральные, зрительские и иные клубы — популярная форма образовательного и культурного досуга в городе. Их роль сегодня очень велика. Исследователи утверждают, что само существование клуба изменяет то пространство, где он действует. Горожане, приходя в клуб, попадают в особенное пространство с принимающей средой, где все объединены общей темой и вместе с тем имеют различные взгляды и мнения относительного одного и того же предмета обсуждения. Для городской среды клубы также имеют важное значение: они формируют у горожан иное отношение к городским пространствам — делают его уютным и располагающим к общению, «своим», похожим на дом или место встречи друзей. Автор статьи подробно рассказывает о том, какие приемы работы используют модераторы клубов, чтобы достичь поставленных целей, как происходит подготовка клубных встреч, а также как влияют эти встречи на участников клуба. |
УНИВЕРСИТЕТ И ГОРОДСКИЕ СООБЩЕСТВА: 5 ШАГОВ НАВСТРЕЧУ ГОРОДУ Елена Иванова Ирина Виноградова Александра Блинова Чем университет может быть полезен городским сообществам? Ответом на этот вопрос стала статья сотрудников Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Чтобы изучить потенциал университета в удовлетворении потребностей городских сообществ, авторы статьи провели опрос с участием 358 респондентов. Результатом исследования стала программа, включающая в себя 5 шагов, которые может сделать вуз для усиления своих «городских» позиций: образовательный вектор – взаимодействие студентов с обучающимися образовательных организаций, организация образовательных курсов, исследование запроса городских сообществ и оценка собственных возможностей для взаимодействия с ними, консультирование горожан по различным вопросам, участие в городских проектах, создание коллабораций с городскими сообществами. |
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Сергей Весманов Виктор Источников Пандемия коронавируса создала множество неудобств и ограничений, но напоследок оставила ценный подарок: значительный опыт организации учебной деятельности школьников в цифровой среде, который удалось накопить лишь из-за вынужденного массового перехода обучения в дистант. Авторы статьи поставили перед собой цель изучить учебную деятельность школьников в цифровой среде посредством моделирования ее содержания. Для этого они проанализировали ряд публикаций в сети Интернет по результатам организации учебной деятельности школьников в период удаленного обучения. Затем провели интервью с экспертами о структуре и содержании образовательных ресурсов в цифровой среде. После чего приступили к изучению содержания учебной деятельности школьников в цифровой среде на основе поисковых запросов в ходе реального учебного процесса. Подробнее о ходе и результатах данного исследования читайте в статье. |
ШКОЛЬНОЕ VS СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПАНДЕМИЯ СТИРАЕТ ГРАНИЦЫ Светлана Вачкова Мария Федоровская Пандемия и опыт дистанта дали возможность родителям и детям по-другому взглянуть на процесс обучения вне образовательных организаций: многие поняли, что учиться дома возможно. Эксперты и исследователи фиксируют всплеск интереса к обучению в форме семейного образования и самообразованию. Чтобы выяснить, почему родители решают перевести детей на семейное образование и какие преимущества в нем видят, с какими трудностями сталкиваются и какие форматы используют для реализации обучения, авторы статьи провели объемное исследование. В статье описаны стратегии семей в получении школьного образования в форме семейного обучения в мегаполисе, а также тенденции семейного образования, влияющие на развитие школьного образования в целом. |
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Татьяна Конобеева Ирина Некрасова Может ли проектно-исследовательская деятельность школьников быть ресурсом для развития общего и высшего образования? На этот вопрос отвечают авторы статьи. Читатель познакомится с новыми практиками взаимодействия обучающихся проекта предпрофессионального образования «Новый педагогический класс в московской школе» со студентами МГПУ. Благодаря этому взаимодействию студенты-магистранты развивают профессиональные компетенции, такие как способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать их творческие способности. Школьники же, в свою очередь, получают возможность участвовать в различных конференциях, мастер-классах и семинарах, которые помогают формировать их проектно-исследовательские умения. |
ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, КАК И ДЛЯ ЧЕГО ЕЕ ИССЛЕДОВАТЬ? Андрей Иоффе Людмила Бычкова Валерия Маркова Сотрудники Лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ уверены: любые продуктивные инновации в общем образовании начинаются с профессиональной рефлексии. Проведенная всеми участниками образовательных отношений — школьной администрацией, педагогами, обучающимися и родителями — подобная рефлексия могла бы преобразовать и улучшить культуру образовательных отношений, стать частью исследования образовательной среды, уклада, организационной культуры школы. В статье представлены основные типы культуры образовательных отношений и соответствующие им ориентиры деятельности человека и школы. Проведена корреляция между личностной позицией респондента и сложившейся в школе культурой образовательных отношений. Сформулированы вопросы для исследования культуры образовательных отношений. |