ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА, НЕ ПОДСКАЖЕТЕ, КАК ПРОЙТИ В ГОРОД? Екатерина Асонова Елена Романичева Какова роль школьной библиотеки в образовании и нужна ли она вообще в современной школе? Ответу на этот вопрос посвящена статья «Школьная библиотека, не подскажете, как пройти в город?». Кроме того, читатель узнает об условиях формирования библиотечно-пользовательской компетенции, тонкостях организации учебной деятельности в пространстве школьной библиотеки, роли библиотекаря как партнера учителя и др. В статье авторы также представляют сборник «Читатель в школе», посвященный описанию различных форм библиотечного соучастия. |
ГОРОД КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАНИЯ Екатерина Асонова Максим Буланов Анастасия Россинская Москва с каждым годом открывает все больше образовательных возможностей для своих жителей: педагоги используют городские объекты в профессиональной деятельности, а для родителей образовательная среда столицы становится ресурсом для семейного воспитания. Чтобы выяснить, какие городские объекты учителя и родители посещают с детьми в образовательных целях и как организуют эти посещения, Лаборатория социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провела исследование, результаты которого изложены в статье. |
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИК ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ МОСКВЫ Дмитрий Весманов Сергей Весманов Виктор Источников Павел Шевченко Статья рассказывает о дефицитах компетенций педагогов в сфере использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Именно с этим вызовом столкнулись как школьные, так и вузовские педагоги во время пандемии коронавируса в 2020 году. Смогли ли преподаватели создать условия для адаптации школьников и студентов к формату дистанционного обучения? С какими трудностями им пришлось столкнуться? Как оценивают полученный опыт сами обучающиеся? Ответам на эти и другие вопросы посвящено исследование, проведенное лабораторией управления проектами МГПУ. |
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ Любовь Борусяк В последние годы проблемы экологии воспринимаются россиянами, особенно молодыми, все более остро. Загрязнение воздуха, неэкологичность столичного транспорта, большое количество мусора, состояние зеленой среды города, агрессивная световая и шумовая среда — вот лишь некоторые экологические проблемы, о которых задумывается московская молодежь. Особенно приятно, что молодые люди не только замечают эти и другие проблемы окружающей среды, но и предлагают конкретные варианты их решений, а также привлекают к экологичному поведению своих родителей, друзей и одноклассников. О том, как респонденты аргументировали важность экологичного образа жизни, читайте в статье. |
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ ШКОЛЬНОЙ И ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИИ: КАК НАЧИНАТЬ ФОРМИРОВАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ МОЛОДЫХ ВЗРОСЛЫХ Елена Иванова Татьяна Резанова Как помочь школьникам сформировать представление об экологичности школьной территории и окружающей городской среды? Авторы статьи предлагают решение — экологический аудит. Исследуя окружающую школьную территорию и городскую среду на предмет соответствия экологическим требованиям, молодые люди знакомятся с концепцией устойчивого развития и погружаются в проблематику ответственного потребления, обращают внимание на вопросы ресурсосбережения и осознают глобальность происходящего в мире. Подробнее о том, как провести экологический аудит и как он помогает сформировать план школьных экологических действий, читайте в статье. |
ГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ РЕШЕНИЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ ДЛЯ МОСКОВСКИХ ШКОЛ Елена Иванова Елизавета Маякова Анна Тер-Григорян Как обустроить различные пространства школы таким образом, чтобы в них было комфортно как учиться, так и проводить свободное время? Этим вопросом задалась Лаборатория образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. В поисках ответа сотрудникам лаборатории пришла идея организовать Городской фестиваль инфраструктурных решений — образовательное событие, связанное с популяризацией темы реновации образовательной инфраструктуры. Мероприятие стало отправной точкой для привлечения специалистов и реорганизации школьного пространства. Подробнее о ходе проведения фестиваля, а также его первых итогах читайте в статье. |
ЦИФРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКОВ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ Татьяна Соболевская Ирина Рябова Вопросы формирования здоровья обучающихся младшего школьного возраста стали особенно актуальны с вынужденным переходом обучения весной 2020 года в дистанционный формат. Возросшая нагрузка на зрение и осанку, изменившийся режим дня и тотальная гиподинамия заставили задуматься над необходимостью создания новых пособий в цифровом (мультимедийном) формате, подходящих для проведения уроков здоровья. Чтобы выяснить, испытывают ли учителя потребность в учебных пособиях по формированию здорового образа жизни и какие имеют предпочтения в части тем (содержания) таких пособий, Лаборатория здоровьесберегающей деятельности в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провела специальное исследование. Его результаты описаны в этой статье. |
НОВЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ, ИЛИ ЗАЧЕМ МОСКОВСКОВСКОМУ ШКОЛЬНИКУ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Татьяна Конобеева В современном образовании существует множество проектов предпрофессионального образования. Так, медицинские классы готовят к дальнейшему обучению по медицинским специальностям, научно-технологические — нацеливают на научно-исследовательскую деятельность и профессии в наукоемких отраслях экономики, IT-классы готовят к работе в высокотехнологичной среде и так далее. Слыша впервые о проекте «Новый педагогический класс в московской школе», человек, скорее всего, решит, что он готовит будущих учителей к поступлению в педагогический вуз. Однако цели проекта намного шире: он направлен на формирование у обучающихся педагогических компетенций, необходимых для профессий типа «человек – человек», включение школьников в разнообразную деятельность, повышение ресурсности, интегративности и вариативности образовательной среды. Подробнее о проекте читайте в статье. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДСКИХ ОБЪЕКТОВ: РАСШИРЕНИЕ ГРАНИЦ Ксения Киктева Кто такой современный городской учитель и какие компетенции ему необходимо иметь? На этот вопрос ответили сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Они составили подробное описание компетенций городского учителя и предложили методику, основанную на оценке образовательного потенциала городских объектов в зарубежных городах, которая призвана помочь сформировать перечисленные в статье умения (на иноязычном материале) и одновременно закрепить речевые навыки. В статье также приведен подробный пример использования методики. |
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА МОСКВЫ В СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТАХ Ольга Шульгина Заинтересованность студентов в проведении научных и проектных исследований говорит о желании внести вклад в развитие Москвы: в их работах ощущается сопричастность молодежи к проблемам города, вовлеченность в их решение, активная гражданская позиция. В статье рассказывается о географических исследованиях, проведенных по инициативе студентов в период 2019–2021 гг. Эти работы абсолютно разные по темам, поднимаемым вопросам и предлагаемым решениям, однако их объединяет одно: будущие педагоги-географы, системно воспринимая окружающий мир в единстве естественнонаучного и гуманитарного знания, обладая геоинформационными методами и навыками цифровой аналитики пространственных данных, задают в своих исследованиях новые тренды. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ СЛУЧАЙНОГО ЭФФЕКТА К УПРАВЛЯЕМОМУ ПРОЦЕССУ Елена Восторгова Роман Комаров Дарья Комарова Говоря об оценке качества дополнительного образования, чаще всего имеют в виду то, насколько качественно реализована программа и насколько успешно обучающиеся усвоили материал. Однако эти показатели часто бывают субъективны. Расширить оценку образовательной среды поможет инструмент, предлагаемый авторами статьи, — версия 1.0 комплексной системы оценки качества дополнительного образования. Применение такого инструмента позволит проанализировать образовательную среду по предметно-пространственному, коммуникативному и организационно-педагогическому направлениям, объективно выявить профили качества образовательной среды, зафиксировать зоны благополучия и дефициты, а также наметить точки дальнейшего роста. |
ПЯТЬ ШАГОВ, КОТОРЫЕ МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ: СТРАТЕГИЯ СООБЩЕСТВА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА Елена Нехорошева Дарья Касаткина С приходом пандемии COVID-19 человечество получило и новый опыт преодоления массовых кризисов, помогающий людям вместе противостоять негативным воздействиям и их последствиям. В статье описаны пять ключевых шагов, которые могут существенно помочь гражданам и сообществам справиться с кризисом и побороть последствия кризисных ситуаций. Предложенные шаги выходят за рамки психотерапии и касаются больших тем: адаптации и раскрытия потенциала сообществ, развития личной и коллективной ответственности, а потому могут существенно улучшить жизнь в кризисные и посткризисные периоды. |
РУССКАЯ РУЛЕТКА В МЕДИЦИНЕ: КАК ВРАЧИ БОРОЛИСЬ СО СМЕРТЕЛЬНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ ЦЕНОЙ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ Леонид Денисов Статья расскажет читателю истории ученых, которые проводили исследования заразных болезней, зачастую ставя опыты на себе и подвергая опасности собственную жизнь: опыт Э. Дженнера, ставшего по сути первооткрывателем в области вакцинопрофилактики, открытие Л. Пастера, научный подвиг Э. Ульмана, рискнувшего первым испытать на себе вакцину от бешенства, эксперименты И. Мечникова и других не менее отважных и гениальных ученых, которые бросили вызов страшным болезням и поставили надежный заслон на пути опустошительных эпидемий. |