ГОРОЖАНЕ НА САМОИЗОЛЯЦИИ: МОСКОВСКИЙ ДЕКАМЕРОН
Елена Нехорошева
Дарья Касаткина
Елена Алексейчева
Анастасия Кравченко

Самоизоляция, которую каждый москвич вынужденно пережил весной 2020 года, вызвала у горожан неоднозначные чувства: сложная эпидемиологическая ситуация повлекла за собой изменения во многих аспектах жизни. Как жители столицы приняли произошедшие изменения? Какие мысли и чувства возникали у них в этот период? И самое главное: какие меры, предпринятые в период пандемии правительством, системой здравоохранения, работодателями и системой социальной защиты, оказались в итоге значимыми для жизни людей? Эти и другие вопросы затронули авторы статьи.
КАК ГОРОД МОЖЕТ И ДОЛЖЕН ИЗМЕНИТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
Екатерина Асонова
Анастасия Россинская
Максим Буланов

Основой профессиональной компетенции педагога сегодня являются его способность и готовность быть одновременно исследователем и проектировщиком образовательного процесса. Несомненно, важным ресурсом для такой деятельности педагога является город, его образовательные ландшафты. Из статьи вы узнаете о том, кто такой городской учитель и какими компетенциями он должен обладать, как распознать образовательный потенциал в городских объектах и как научить студентов работать с городской средой.
ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ В ЦИФРОВОМ МИРЕ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ
Сергей Степанов
Ирина Рябова
Евгения Гаврилова
Татьяна Соболевская

Дистанционное обучение, ставшее практически единственно возможным во всем мире во время пандемии, заставило детей и подростков проводить в интернете еще больше времени: онлайн-уроки, домашние задания, различные вебинары, в конце концов, общение с друзьями в социальных сетях. Многие родители всерьез обеспокоились этой ситуацией, а потому авторы статьи решили проанализировать их опасения и разобраться, что необходимо делать родителям и педагогам, чтобы минимизировать факторы, влияющие на здоровье школьников и эффективно противостоять негативным влияниям цифровой среды на подрастающее поколение.
ПРАКТИКА СОУЧАСТИЯ: КАК В ПОГОНЕ ЗА МОДНЫМ ТРЕНДОМ НЕ УПУСТИТЬ СМЫСЛ?
Татьяна Ле-ван
Анна Якшина

Что такое сопричастное проектирование? Каким образом дети и взрослые могут влиять на изменения общественных пространств и образовательную инфраструктуру? И самое главное: как осуществить сопричастное проектирование, учтя интересы всех участников? В процессе исследования авторы статьи обнаружили немало «ловушек», заменяющих подлинное соучастие так называемой «игрой в демократию». Чтобы успешно обойти их и услышать «голос ребенка», они предложили использовать модель соучаствующего проектирования, состоящую из 7 шагов.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСАЛТИНГ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ШКОЛЫ
Сергей Весманов
Наталья Жадько
Гурген Акопян
Дмитрий Весманов

Кто принимает участие в строительстве и проектировании школы? Прежде всего на ум приходят архитекторы и подрядчики. Но мы часто забываем о том, что в процессе создания объекта образовательной инфраструктуры важны голоса и педагогического коллектива новой школы, и жителей микрорайона, в котором реализуется проект. Ведь конечная цель — это создание школы, в которую родители стремятся отвести детей. Для того, чтобы скоординировать деятельность всех стейкхолдеров, необходим образовательный консалтинг (исследование, консультирование и налаживание взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами). С концепцией и компонентами этого процесса и познакомят читателя авторы статьи.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ «CITY TRANSFORMERS»: СОПРИЧАСТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДСКОГО БУДУЩЕГО МОЛОДЫМИ ВЗРОСЛЫМИ
Елена Иванова
Елена Христенко

Знали ли вы, что сопричастное проектирование — это не просто процесс, происходящий время от времени в различных организациях и направленный на улучшение окружающего пространства? Например, в Дании есть целый международный проект сопричастного проектирования городского будущего под названием «City Transformers». Его цель — создать новый тип матрицы, в которой молодые взрослые со всего мира (они же создатели изменений) смогут встречаться, чтобы делиться идеями, учиться друг у друга и вместе решать глобальные проблемы. В 2019 году школьники из Москвы стали частью международной команды, работающей над развитием одного из районов Копенгагена. Авторы статьи рассказали, как это было!
РОДИТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ НОВОЙ МОСКВЫ)
Елена Иванова
Оксана Нестерова
Екатерина Барсукова

Интерес и внимание к дополнительному образованию как альтернативному виду образования в противовес формальному наблюдается не только в России, но и во всем мире. Недостаточность информации и обзоров по предложениям и текущей ситуации в этой образовательной сфере вынуждают родителей не только самостоятельно анализировать, сравнивать и изучать рынок дополнительных образовательных услуг, но и стратегически планировать образовательные маршруты своих детей. Авторы статьи проанализировали родительские стратегии при организации дополнительного образования и выявили 3 наиболее распространенных.
КАК СОЗДАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ ДОМА?
Ирина Воробьева

Родители, увлеченные ранним развитием детей, тратят довольно много времени на поиск подходящих игр, занятий, игрушек и книг для них. Но в действительности организация игрового пространства и самой игровой деятельности является гораздо более важным фактором, чем обилие игр и игрушек, находящихся в доступе ребенка. Авторы статьи расскажут о том, как не упустить возможности дошкольного возраста и создать развивающую среду дома. А также о том, как взрослому перестать выполнять роль постоянного «аниматора», а научиться осуществлять поддерживающую партнерскую позицию в игре с ребенком.
МОДЕРАЦИЯ: КАК СДЕЛАТЬ ГРУППОВУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСНОЙ И ПОЛЕЗНОЙ
Людмила Бычкова
Анна Данилина
Наталия Бородкина
Андрей Иоффе

В профессиональной деятельности педагог сталкивается с необходимостью организовать не только индивидуальную работу обучающихся, но и групповую. Качество такой работы напрямую зависит от умения учителя найти правильный подход к каждому ученику: уметь слушать и слышать, перемещать фокус внимания группы между позициями дискутирующих, уважая равное право каждого на высказывание и оставаясь при этом нейтральным к озвученному мнению, систематизировать услышанное, удерживая внимание группы на предлагаемом конечном результате. Это и есть базовые принципы модерации, благодаря которым работа в группе станет максимально продуктивной. Подробнее о том, как достичь наивысшего результата в групповой работе, читайте в статье.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ригина Костина

Функциональное чтение — один из важных навыков XXI века, владение которым позволяет детям принять активную субъектную роль в школе и обществе, создает необходимые условия для их социализации, развивает способность работать с любой информацией, читать за пределами учебной ситуации и решать различные исследовательские, профессиональные и житейские задачи. Авторы статьи разработали модуль, который призван помочь восполнить дефициты и сформировать навык функционального чтения у обучающихся московских школ.
«КНИЖЬЯ НОРА» - ПРОСТРАНСТВО ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОММУНИКАЦИЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ
Любовь Борусяк
Анастасия Ганина
Алла Дергачева
Анна Юлина

Пожалуй, одной из самых необычных читательских олимпиад является международная олимпиада «Книжья нора». Она не проверяет знания школьной программы и биографии авторов, ее задания не требуют отличить синекдоху от метонимии, а эксперты не ставят оценки. Здесь читающие люди получают возможность проявить и испытать себя, рассказать о книгах, которые нравятся или не нравятся, поиграть со своим читательским опытом, пообщаться с другими участниками. Авторы статьи рассказали об этапах и результатах олимпиады, о сложностях и открытиях, с которыми столкнулись участники этого необычного пространства читательских коммуникаций.
ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЧТЕНИЯ В ТЕАТРЕ
Александра Никитина

Слышали ли вы когда-нибудь о театральной читке? А между тем она может сыграть значительную роль в решении самых разных образовательных проблем, связанных с чтением: открыть для ребенка мир самой разной литературы, помочь научить получать радость от метафорического мышления, активизировать познавательные запросы ребенка, сформировать единое детско-взрослое сообщество, где творческий и образовательный поиск на равных ведется детьми и взрослыми, артистами и учителями, семьей, школой и театром. Подробнее о возможностях театральной читки, а также о том, где можно стать ее участником, читайте в статье!
© 2019 ГАОУ ВО МГПУ
Контакты: