UniverCity:
города и университеты
Исследования 2019 года
КАК РОДИТЕЛИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЧЕГО ОЖИДАЮТ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МОСКВЫ
Светлана Вачкова

Современные родители мегаполиса — активные люди, следящие за развитием школ и вузов и за современными тенденциями в образовании. Именно они — главные заказчики образовательных услуг, а значит, их мнения и ожидания нужно учитывать, чтобы повышать качество образования. Какие достоинства и недостатки образовательных организаций видят родители Москвы? Связывают ли они уровень образования с жизненным успехом? Насколько хотят определять жизнь своего ребенка? В статье представлены и проанализированы ответы едва ли не самых заинтересованных участников образовательного процесса.
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА И ГОРОЖАНЕ:
КАК РОДИТЕЛИ ВОВЛЕЧЕНЫ В ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
Дмитрий Весманов
Сергей Весманов
Гурген Акопян


Если раньше участие родителей в школьной жизни ограничивалось посещением собраний и проверкой дневника, то сегодня, в том числе благодаря увеличившемуся объему информации и новым возможностям, в Москве существенно расширились и усложнились запросы родителей в области обучения, воспитания и развития детей. Мамы и папы уже напрямую участвуют в управлении образовательными организациями. Но как происходит взаимодействие школы и семьи? Есть ли у педагогов и родителей точки соприкосновения, готовы ли они слушать и слышать друг друга и вместе работать на благо детей? Авторы статьи провели глубокое исследование и готовы дать практические советы.
МОСКОВСКИЙ ИНДЕКС РОДИТЕЛЬСКОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ
Борис Куприянов

Зачем ребенку дополнительное образование, ведь в школе и так большая нагрузка? Чтобы развить способности? Или чтобы он чаще был под присмотром, а не бесцельно бродил по улице? Какой бы ответ мы ни выбрали, очевидно, что сейчас дополнительное образование — важная составляющая жизни многих детей, и неудивительно, что государство уделяет ему все больше внимания. Но чтобы регулировать эту сферу, для начала нужно получить обратную связь от тех, кто серьезно на нее влияет, — от родителей. Статья показывает, с помощью каких инструментов это можно сделать и представляет любопытные результаты опроса родителей.
МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ В МОСКОВСКОЙ ШКОЛЕ: КОМУ И ЗАЧЕМ

Ирина Рябова
Сергей Степанов
Татьяна Соболевская


Многие специалисты отмечают тревожную тенденцию: здоровье детей, особенно в школьные годы, ухудшается. Что делать? Разрабатывать и внедрять здоровьесберегающие технологии? Снижать учебную нагрузку? Переходить на домашнее обучение? Авторы статьи считают, что в первую очередь нужно разработать и внедрить в деятельность школ мониторинг за состоянием здоровья. Чтобы выяснить, нужен ли он и каким должен быть, авторы обратились с вопросами к педагогам и родителям. Результаты исследования можно применять на практике.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО, ЧТОБЫ ДЕТИ ЧИТАЛИ?
Любовь Борусяк

С этим, лишь на первый взгляд простым, вопросом автор статьи и ее коллеги обратились не только к педагогам, библиотекарям, мамам, папам и бабушкам, но и к детям, а потом сравнили и проанализировали ответы. Благодаря этому у нас есть возможность увидеть проблему мотивации и целей чтения с разных точек зрения. Это максимально важно для нашей культуры, поскольку, по мнению автора, только поняв,почему мы хотим, чтобы дети читали, мы узнаем, как именно их мотивировать к чтению и какие способы могут оказаться эффективными.
ЧЕМУ И КАК ОБУЧАТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ?
Гурген Акопян
Сергей Весманов
Дмитрий Весманов


Вряд ли сегодня кто-то будет спорить с тем, что информатика — важный и актуальный предмет, ведь цифровые технологии проникли уже во все сферы жизни и мы не можем их игнорировать. Но авторы не просто решили с помощью экспертного сообщества выяснить, чему и как учить информатике в старших классах общеобразовательной средней школы. Они выбрали информатику, чтобы на ее примере показать, что такое содержание образования и как с его помощью формируется по-настоящему образованный человек, готовый к вызовам современности.
НЕФОРМАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дарья Комарова
Елена Восторгова
Роман Комаров


Нередко выбор дополнительного, неформального образования определяется тем, что в формальном образовании есть дефициты. Центр проектного творчества «Старт-Про» Института непрерывного образования МГПУ, на базе которого авторы проводили исследование, помогает детям восполнить эти дефициты, реализовать свои потребности и получить полезные навыки и приятные эмоции. Авторы пообщались с родителями учащихся центра, чтобы узнать, какие социально-экономические и психолого-педагогические факторы влияют на выбор услуг дополнительного образования для детей, а также выяснить, чего именно не хватает в формальном образовании.
МОЛОДЕЖЬ В ПРОСТРАНСТВЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
И МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА

Олеся Сененко

Отчасти ситуация, когда за ребенка выбор делают взрослые, — нормальная, а порой единственно возможная. Но у детей, а тем более у молодежи, есть свое мнение по многим вопросам, и не учитывать его, в том числе при принятии решений, нельзя. Авторы статьи собрали не просто ответы на вопросы о том, что молодые люди ищут в неформальном образовании и какие направления у них особенно популярны, — они собрали жизненные истории (нарративы), чтобы на их основе выявить главные характеристики мотивационно-потребностной сферы подростков и молодежи. Эти характеристики в дальнейшем могут учитываться при разработке и внедрении новых практик неформального образования.
ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА:
5 ШАГОВ НАВСТРЕЧУ ДЕТЯМ

Елена Иванова
Оксана Нестерова
Ирина Виноградова
Елизавета Маякова


Наша столица стремительно расширяется: растут новые кварталы, районы, следом за ними и инфраструктура, в том числе транспортная, делая доступнее самые отдаленные уголки города каждому его жителю… Но становится ли городская среда дружелюбнее к жителям, особенно к детям, помогает ли им расти и развиваться? Для ответа на этот вопрос специалисты МГПУ разработали критерии оценки неформального социокультурного пространства города и рассказали, как сделать город комфортным для детей и взрослых.
СОУЧАСТВУЮЩЕЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ ДВОРОВ:
КАК ИЗМЕНИТЬ СРЕДУ И ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ ШКОЛЫ?

Анна Якшина
Татьяна Ле-ван
Лариса Логинова



Есть ли у современной школы возможности выйти за рамки своей территории, непосредственно в город? Может ли школьный двор превратиться в объединяющее место для всего прилегающего к нему района, стать для него особым ресурсом, безопасным пространством для прогулок и не только? В процессе мониторинга пришкольных территорий авторы статьи обнаружили немало сложностей, которые мешают школьному двору измениться, и подробно рассказали, как решить эти проблемы на практике, попросив помощи у… детей.
ГОРОДСКИЕ ПРОСТРАНСТВА
КАК СПОРТИВНАЯ ПЛОЩАДКА
Алексей Коршунов

Тема использования для занятий физкультурой открытых городских пространств — известная, дискуссионная, непростая. У такого использования много плюсов и минусов, которые автор статьи попытался проанализировать на примере десятков площадок в спальных районах Москвы. Но главные задачи исследования — показать, как изменить занятия по физическому воспитанию, как сделать их содержание более интересным и актуальным, как из душных и пыльных залов выйти на городские пространства — детские и спортивные площадки, скверы и парки.
ПЯТЬ КАЧЕСТВ БИБЛИОТЕКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ПОДДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕСТВА

Екатерина Асонова

Библиотека давно перестала быть просто местом, где пылятся книги. Она стремительно превращается в центр притяжения горожан, хотя до сих пор не все готовы принять ее такой. Между тем опыт других стран показывает, что библиотека может играть совершенно особую роль в обществе, например, помогает сгладить социальное неравенство, снять напряженность в социуме, обеспечить всем равный доступ не только к книгам, но и к комфортному пространству — и для отдыха, и для работы. Как это происходит, рассказывают авторы статьи.
«НАПРАВО ПОЙДЕШЬ — ЗНАНИЯ НАЙДЕШЬ, НАЛЕВО ПОЙДЕШЬ — КОМПЕТЕНЦИИ ПРИОБРЕТЕШЬ…»: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ ГОРОДСКИХ ОКРАИН

Елена Иванова
Екатерина Барсукова
Анна Тер-Григорян


Через город проходят не только транспортные, пешеходные, экскурсионные маршруты — он весь пронизан маршрутами образовательными. Главное — их увидеть. Авторы статьи обратились к ученикам и учителям двух районов Москвы с просьбой нарисовать карты таких маршрутов, чтобы выяснить, какой потенциал они видят в окружающем их пространстве мегаполиса и как представляют себя в нем.
ПРАКТИКА НА ПРАКТИКЕ:
СТУДЕНТЫ В МУЗЕЯХ ГОРОДА

Екатерина Асонова
Анастасия Россинская


Статья представляет собой своеобразную инструкцию, как включить студентов в состав исследовательских коллективов и как организовать социокультурную проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Задача такого включения — совместить научную и образовательную деятельности и создать новые условия для развития науки в педагогическом вузе. А еще авторы рассказывают, как организовать студенческую практику так, чтобы в результате создать продукт, который смогут использовать другие организации, и дать студентам возможность осознать востребованность собственной деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРАКТИК МОСКВЫ
Татьяна Климова
Александра Никитина


Возможно, термин «театральная педагогика» еще не стал общеупотребительным и подобные образовательные методики пока применяются не очень широко в нашем городе, но потенциал у театральных практик настолько велик, что о них просто необходимо говорить и знакомить с ними всех участников образовательного процесса. В статье легко и интересно раскрываются тонкости театральной педагогики, рассматриваются ее образовательные ресурсы и освещается роль учителя.
ГОРОДСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ЯЗЫКИ:
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Ксения Киктева

Традиционные методы изучения иностранных языков уходят в прошлое, простая зубрежка никого уже не вдохновляет. И мы ищем новые практики, которые помогут нам не просто пополнить словарный запас, а погрузиться в языковую среду. Прекрасный способ сделать это — посетить театральные постановки на иностранных языках. С их помощью вы откроете культуру другой страны и даже, при желании, сможете попробовать силы в качестве актера. Изучение иноязычных театральных практик, проводившееся как часть более масштабного исследования городских ресурсов неформального образования, позволило узнать, какие есть в Москве возможности для тех, кто изучает языки и интересуется театром.
ТОЧКИ РОСТА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Татьяна Конобеева

Среди ключевых компетенций XXI века — навыки коммуникации и совместной работы, работа с информацией, решение проблем и принятие решений, творческое и критическое мышление. Их формированию способствует проектно-исследовательская деятельность. Но важно правильно ее организовать, что пока получается не у всех образовательных организаций. В статье предпринята оценка практик организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся социокультурной направленности, которая позволила выявить точки роста такой организации и проблемы, требующие решения для успеха в будущем.
Наши авторы
Наши авторы
Светлана Вачкова
доктор педагогических наук, доцент,
директор Института системных проектов МГПУ


Елена Восторгова
кандидат педагогических наук,
директор Центра проектного творчества «Старт-ПРО» МГПУ


Роман Комаров
кандидат психологических наук, доцент, ученый секретарь ученого совета МГПУ


Ирина Рябова
кандидат медицинских наук,
зав. лабораторией здоровьесберегающей деятельности в образовании Института системных проектов МГПУ
Татьяна Конобеева
кандидат педагогических наук,
в.н.с. лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ
Гурген Акопян
кандидат социологических наук, с.н.с. лаборатории управления проектами, доцент Школы проектирования и образовательного предпринимательства МГПУ
Любовь Борусяк
кандидат экономических наук,
в.н.с. лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ, социолог НИУ ВШЭ
Ирина Виноградова
кандидат психологических наук, доцент, в.н.с. лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ
Екатерина Асонова
кандидат педагогических наук,
зав. лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ
Елена Иванова
кандидат психологических наук,
зав. лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ
Анастасия Россинская
кандидат педагогических наук,
в.н.с. лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ
Ксения Киктева
кандидат педагогических наук,
с.н.с. лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ
Олеся Сененко
кандидат филологических наук,
в.н.с. лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ
Александра Никитина
кандидат искусствоведения,
в.н.с. лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ
Татьяна Климова
специалист лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ
Алексей Коршунов
кандидат социологических наук,
зам. директора Института естествознания и спортивных технологий МГПУ
Елизавета Маякова
кандидат педагогических наук,
с.н.с. лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ
Оксана Нестерова
кандидат психологических наук,
в.н.с. лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ
Екатерина Барсукова
эксперт лаборатории образовательных инфраструктур
Института системных проектов МГПУ
Татьяна Ле-ван
кандидат педагогических наук, доцент, с.н.с. лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ
Анна Тер-Григорян
м.н.с. лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ


Лариса Логинова
эксперт лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ


Анна Якшина
м.н.с. лаборатории развития ребенка
Института системных проектов МГПУ


Сергей Степанов
доктор психологических наук,
с.н.с. лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании Института системных проектов МГПУ
Татьяна Соболевская
доктор педагогических наук,
доцент, с.н.с. лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании Института системных проектов МГПУ
Дарья Комарова
зав. лабораторией профориентации и технологий развития успешности
Центра проектного творчества «Старт-ПРО» МГПУ

Борис Куприянов
доктор педагогических наук,
профессор департамента педагогики
Института педагогики и психологии образования МГПУ

Дмитрий Весманов
магистр менеджмента,
директор Школы проектирования
и образовательного предпринимательства МГПУ

Сергей Весманов
кандидат экономических наук, доцент, зав. лаб. управления проектами, профессор Школы проектирования и образовательного предпринимательства МГПУ
129226, Россия, Москва,
2-й Сельскохозяйственный проезд, 4
+7 (499) 181-24-62
info@mgpu.ru
© Институт системных проектов ГАОУ ВО МГПУ 2019

Копирование и распространение материалов сайта возможно только по согласованию с администратором