КАК РОДИТЕЛИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЧЕГО ОЖИДАЮТ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МОСКВЫ
Светлана Вачкова

Современные родители мегаполиса — активные люди, следящие за развитием школ и вузов и за современными тенденциями в образовании. Именно они — главные заказчики образовательных услуг, а значит, их мнения и ожидания нужно учитывать, чтобы повышать качество образования. Какие достоинства и недостатки образовательных организаций видят родители Москвы? Связывают ли они уровень образования с жизненным успехом? Насколько хотят определять жизнь своего ребенка? В статье представлены и проанализированы ответы едва ли не самых заинтересованных участников образовательного процесса.
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА И ГОРОЖАНЕ:
КАК РОДИТЕЛИ ВОВЛЕЧЕНЫ В ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
Дмитрий Весманов
Сергей Весманов
Гурген Акопян

Если раньше участие родителей в школьной жизни ограничивалось посещением собраний и проверкой дневника, то сегодня, в том числе благодаря увеличившемуся объему информации и новым возможностям, в Москве существенно расширились и усложнились запросы родителей в области обучения, воспитания и развития детей. Мамы и папы уже напрямую участвуют в управлении образовательными организациями. Но как происходит взаимодействие школы и семьи? Есть ли у педагогов и родителей точки соприкосновения, готовы ли они слушать и слышать друг друга и вместе работать на благо детей? Авторы статьи провели глубокое исследование и готовы дать практические советы.
МОСКОВСКИЙ ИНДЕКС РОДИТЕЛЬСКОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ
Борис Куприянов

Зачем ребенку дополнительное образование, ведь в школе и так большая нагрузка? Чтобы развить способности? Или чтобы он чаще был под присмотром, а не бесцельно бродил по улице? Какой бы ответ мы ни выбрали, очевидно, что сейчас дополнительное образование — важная составляющая жизни многих детей, и неудивительно, что государство уделяет ему все больше внимания. Но чтобы регулировать эту сферу, для начала нужно получить обратную связь от тех, кто серьезно на нее влияет, — от родителей. Статья показывает, с помощью каких инструментов это можно сделать и представляет любопытные результаты опроса родителей.

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ В МОСКОВСКОЙ ШКОЛЕ: КОМУ И ЗАЧЕМ

Ирина Рябова
Сергей Степанов
Татьяна Соболевская

Многие специалисты отмечают тревожную тенденцию: здоровье детей, особенно в школьные годы, ухудшается. Что делать? Разрабатывать и внедрять здоровьесберегающие технологии? Снижать учебную нагрузку? Переходить на домашнее обучение? Авторы статьи считают, что в первую очередь нужно разработать и внедрить в деятельность школ мониторинг за состоянием здоровья. Чтобы выяснить, нужен ли он и каким должен быть, авторы обратились с вопросами к педагогам и родителям. Результаты исследования можно применять на практике.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО, ЧТОБЫ ДЕТИ ЧИТАЛИ?
Любовь Борусяк

С этим, лишь на первый взгляд простым, вопросом автор статьи и ее коллеги обратились не только к педагогам, библиотекарям, мамам, папам и бабушкам, но и к детям, а потом сравнили и проанализировали ответы. Благодаря этому у нас есть возможность увидеть проблему мотивации и целей чтения с разных точек зрения. Это максимально важно для нашей культуры, поскольку, по мнению автора, только поняв,почему мы хотим, чтобы дети читали, мы узнаем, как именно их мотивировать к чтению и какие способы могут оказаться эффективными.
ЧЕМУ И КАК ОБУЧАТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ?
Гурген Акопян
Сергей Весманов
Дмитрий Весманов

Вряд ли сегодня кто-то будет спорить с тем, что информатика — важный и актуальный предмет, ведь цифровые технологии проникли уже во все сферы жизни и мы не можем их игнорировать. Но авторы не просто решили с помощью экспертного сообщества выяснить, чему и как учить информатике в старших классах общеобразовательной средней школы. Они выбрали информатику, чтобы на ее примере показать, что такое содержание образования и как с его помощью формируется по-настоящему образованный человек, готовый к вызовам современности.
НЕФОРМАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дарья Комарова
Елена Восторгова
Роман Комаров


Нередко выбор дополнительного, неформального образования определяется тем, что в формальном образовании есть дефициты. Центр проектного творчества «Старт-Про» Института непрерывного образования МГПУ, на базе которого авторы проводили исследование, помогает детям восполнить эти дефициты, реализовать свои потребности и получить полезные навыки и приятные эмоции. Авторы пообщались с родителями учащихся центра, чтобы узнать, какие социально-экономические и психолого-педагогические факторы влияют на выбор услуг дополнительного образования для детей, а также выяснить, чего именно не хватает в формальном образовании.
МОЛОДЕЖЬ В ПРОСТРАНСТВЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
И МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА

Олеся Сененко

Отчасти ситуация, когда за ребенка выбор делают взрослые, — нормальная, а порой единственно возможная. Но у детей, а тем более у молодежи, есть свое мнение по многим вопросам, и не учитывать его, в том числе при принятии решений, нельзя. Авторы статьи собрали не просто ответы на вопросы о том, что молодые люди ищут в неформальном образовании и какие направления у них особенно популярны, — они собрали жизненные истории (нарративы), чтобы на их основе выявить главные характеристики мотивационно-потребностной сферы подростков и молодежи. Эти характеристики в дальнейшем могут учитываться при разработке и внедрении новых практик неформального образования.
ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА:
5 ШАГОВ НАВСТРЕЧУ ДЕТЯМ

Елена Иванова
Оксана Нестерова
Ирина Виноградова
Елизавета Маякова


Наша столица стремительно расширяется: растут новые кварталы, районы, следом за ними и инфраструктура, в том числе транспортная, делая доступнее самые отдаленные уголки города каждому его жителю… Но становится ли городская среда дружелюбнее к жителям, особенно к детям, помогает ли им расти и развиваться? Для ответа на этот вопрос специалисты МГПУ разработали критерии оценки неформального социокультурного пространства города и рассказали, как сделать город комфортным для детей и взрослых.
СОУЧАСТВУЮЩЕЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ ДВОРОВ: КАК ИЗМЕНИТЬ СРЕДУ И ОТНОШЕНИЯ ВНУТРИ ШКОЛЫ?
Анна Якшина
Татьяна Ле-ван
Лариса Логинова



Есть ли у современной школы возможности выйти за рамки своей территории, непосредственно в город? Может ли школьный двор превратиться в объединяющее место для всего прилегающего к нему района, стать для него особым ресурсом, безопасным пространством для прогулок и не только? В процессе мониторинга пришкольных территорий авторы статьи обнаружили немало сложностей, которые мешают школьному двору измениться, и подробно рассказали, как решить эти проблемы на практике, попросив помощи у… детей.
ГОРОДСКИЕ ПРОСТРАНСТВА
КАК СПОРТИВНАЯ ПЛОЩАДКА
Алексей Коршунов

Тема использования для занятий физкультурой открытых городских пространств — известная, дискуссионная, непростая. У такого использования много плюсов и минусов, которые автор статьи попытался проанализировать на примере десятков площадок в спальных районах Москвы. Но главные задачи исследования — показать, как изменить занятия по физическому воспитанию, как сделать их содержание более интересным и актуальным, как из душных и пыльных залов выйти на городские пространства — детские и спортивные площадки, скверы и парки.
ПЯТЬ КАЧЕСТВ БИБЛИОТЕКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ПОДДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕСТВА

Екатерина Асонова

Библиотека давно перестала быть просто местом, где пылятся книги. Она стремительно превращается в центр притяжения горожан, хотя до сих пор не все готовы принять ее такой. Между тем опыт других стран показывает, что библиотека может играть совершенно особую роль в обществе, например, помогает сгладить социальное неравенство, снять напряженность в социуме, обеспечить всем равный доступ не только к книгам, но и к комфортному пространству — и для отдыха, и для работы. Как это происходит, рассказывают авторы статьи.
«НАПРАВО ПОЙДЕШЬ — ЗНАНИЯ НАЙДЕШЬ, НАЛЕВО ПОЙДЕШЬ — КОМПЕТЕНЦИИ ПРИОБРЕТЕШЬ…»: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ ГОРОДСКИХ ОКРАИН

Елена Иванова
Екатерина Барсукова
Анна Тер-Григорян


Через город проходят не только транспортные, пешеходные, экскурсионные маршруты — он весь пронизан маршрутами образовательными. Главное — их увидеть. Авторы статьи обратились к ученикам и учителям двух районов Москвы с просьбой нарисовать карты таких маршрутов, чтобы выяснить, какой потенциал они видят в окружающем их пространстве мегаполиса и как представляют себя в нем.
ПРАКТИКА НА ПРАКТИКЕ:
СТУДЕНТЫ В МУЗЕЯХ ГОРОДА

Екатерина Асонова
Анастасия Россинская


Статья представляет собой своеобразную инструкцию, как включить студентов в состав исследовательских коллективов и как организовать социокультурную проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Задача такого включения — совместить научную и образовательную деятельности и создать новые условия для развития науки в педагогическом вузе. А еще авторы рассказывают, как организовать студенческую практику так, чтобы в результате создать продукт, который смогут использовать другие организации, и дать студентам возможность осознать востребованность собственной деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРАКТИК МОСКВЫ
Татьяна Климова
Александра Никитина


Возможно, термин «театральная педагогика» еще не стал общеупотребительным и подобные образовательные методики пока применяются не очень широко в нашем городе, но потенциал у театральных практик настолько велик, что о них просто необходимо говорить и знакомить с ними всех участников образовательного процесса. В статье легко и интересно раскрываются тонкости театральной педагогики, рассматриваются ее образовательные ресурсы и освещается роль учителя.
ГОРОДСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ЯЗЫКИ:
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Ксения Киктева

Традиционные методы изучения иностранных языков уходят в прошлое, простая зубрежка никого уже не вдохновляет. И мы ищем новые практики, которые помогут нам не просто пополнить словарный запас, а погрузиться в языковую среду. Прекрасный способ сделать это — посетить театральные постановки на иностранных языках. С их помощью вы откроете культуру другой страны и даже, при желании, сможете попробовать силы в качестве актера. Изучение иноязычных театральных практик, проводившееся как часть более масштабного исследования городских ресурсов неформального образования, позволило узнать, какие есть в Москве возможности для тех, кто изучает языки и интересуется театром.
ТОЧКИ РОСТА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Татьяна Конобеева

Среди ключевых компетенций XXI века — навыки коммуникации и совместной работы, работа с информацией, решение проблем и принятие решений, творческое и критическое мышление. Их формированию способствует проектно-исследовательская деятельность. Но важно правильно ее организовать, что пока получается не у всех образовательных организаций. В статье предпринята оценка практик организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся социокультурной направленности, которая позволила выявить точки роста такой организации и проблемы, требующие решения для успеха в будущем.
НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Контакты:
© 2019-2021