UniverCity:
города и университеты
Исследования 2018 года
ОЧЕРК МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ШКОЛ В ЖИЗНИ ГОРОДА
Глеб Камкин
Александр Левинтов


Формы участия образовательных организаций в жизни города разнообразны и активно развиваются на протяжении многих лет: конкурсы, клубы, олимпиады, специальные летние школы, волонтерство, скаутские и им подобные объединения… В рамках исследования авторы обращаются к мировому и отечественному опыту взаимодействия таких организаций и города, чтобы показать основные лакуны в российском школьном образовании и отыскать механизмы трансформации современной отечественной школы.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ГОРОДА
В ОБРАЗОВАНИИ: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ
Екатерина Асонова
Анастасия Россинская

В современном городе серьезно возросла роль культурных ресурсов: музеи и библиотеки перестали быть просто средоточием произведений искусства и местом хранения книг — они превратились в интерактивные и мультимедийные площадки, привлекающие все больше горожан разных возрастов. Но готовы ли городские социокультурные ресурсы активно взаимодействовать со школами? И готовы ли школы, в первую очередь педагоги, к такому сотрудничеству? Поиск ответов поможет не только увидеть проблемы взаимодействия, но найти способы их решения.
ШКОЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ:
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ИЛИ ОГОРОЖЕННАЯ ПУСТОТА?
Елена Иванова
Екатерина Барсукова
Оксана Нестерова


Последнее время в тренде городских исследований оказалась тема общественных пространств: реновации парков, скверов, дворовых территорий, набережных. Для чего нужны общественные пространства, какими они бывают и как влияют на жизнь города и горожан? Такими вопросами задаются социологи, дизайнеры, архитекторы и урбанисты. В исследовательском фокусе оказывается и школьная территория — как дорогостоящее, обширное и зачастую пустующее пространство города, принадлежащее школе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК МОСКВЫ
Анна Якшина

Детские площадки — неотъемлемая часть городского ландшафта, особое пространство для подрастающего поколения, где дети развиваются — физически, психологически, эмоционально. Новый формат площадок — яркое и безопасное игровое оборудование, специальное покрытие — находит положительный отклик у детей и родителей. Но так ли все оптимистично? Исследование показывает, что площадки создаются без учета психологических и возрастных потребностей детей, а значит, не выполняют развивающих функций. Можно ли решить эту проблему?
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЕЖДУ МОЛОДЕЖЬЮ И ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ?
Елена Врублевская
Андрей Иоффе


Сегодня в проблеме «отцов и детей» выявились новые аспекты, связанные с тем, что растет продолжительность жизни и расширяются возможности самореализации личности в любом возрасте. Однако разрыв между мироощущением разных поколений не уменьшается и продолжает влиять на их взаимодействие в обществе, мешая продуктивному диалогу и обмену опытом. Наладить плодотворную и взаимовыгодную коммуникацию «отцов и детей» можно с помощью образовательного коворкинг-центра, модель которого представлена в исследовании.
МОСКВА, В КОТОРОЙ МОЛОДЫЕ ЧИТАЮТ
Екатерина Асонова
Любовь Борусяк

Современный мегаполис — динамичное пространство, которое постоянно трансформируется. Есть ли в нем возможность для такого спокойного и сосредоточенного занятия, как чтение? Или сам процесс чтения изменяется вместе с городом? Специалисты провели опрос среди московской молодежи, чтобы выяснить, что, где и как молодые читают в мегаполисе, насколько развита и полезна инфраструктура чтения в столице и как строится коммуникация с книгой.
ЧТЕНИЕ В МЕГАПОЛИСЕ:
ОТ ОПИСАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ
К РАЗВИТИЮ
Екатерина Асонова

Современные читательские практики радикально отличаются от практик прошлого столетия. Для жителя мегаполиса чтение — это различные способы понимания и использования текстов разной природы. И проблема исчезновения чтения как ведущей интеллектуальной практики под натиском телевизора и компьютера неактуальна. Ведь изменился весь процесс коммуникации человека с текстом, и потребность в таком виде восприятия информации будет только возрастать. А значит, системы и институты, обеспечивающие читательские потребности, должны развиваться и быть готовыми ко все большей востребованности.
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Дмитрий Весманов
Сергей Весманов
Гурген Акопян

Современный рынок труда требует формирования новых компетенций. А значит, необходимо регулярно обновлять образовательные технологии и развивать образовательные системы всех уровней. Чтобы обеспечить это развитие, нужны такие формы и методы управления образовательными организациями и системами образования, которые обеспечивают разработку, принятие и выполнение управленческих решений в ситуациях постоянного изменения и всевозможных ограничений. В исследовании продемонстрировано, как добиться этих целей с помощью проектного подхода.
СЕМЕЙНОЕ И НАДОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ И ПРОБЛЕМЫ.
ОПЫТ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА
Евгения Романова
Лариса Овчаренко


Образование детей в домашних условиях становится сегодня все более востребованным. Кто выбирает подобные формы образования? Каковы плюсы и минусы образования дома и в семье? Такими вопросами задаются родители, педагоги, администрация школ. Однако до сих пор детального и систематического анализа методов, форм, средств реализации семейного и надомного обучения не проводилось, поэтому каким окажется его эффект в будущем — неясно. Данное исследование может стимулировать такой анализ и задать направление для дальнейшей работы.
СЕРТИФИКАТ «МОСКОВСКИЙ УЧИТЕЛЬ»: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ольга Айгунова

После окончания университета перед студентом встает сложная задача – поиск работы по специальности. Не секрет, что многие работодатели с опаской относятся к выпускникам без опыта. Кроме того, у них нет механизмов, чтобы оценить возможности и способности будущего работника. А у самого выпускника– нет способа доказать, что он именно тот, кто нужен организации. Помочь и работодателю, и выпускнику может сертификация студентов выпускных курсов, реализованная МГПУ.
О КОНТЕНТЕ, ФОРМАТАХ И НЕ ТОЛЬКО...
Татьяна Апостолова
Роман Комаров


Широкие перспективы использования в обучении и не только аудиовизуального контента не подвергаются сомнению. Но как создать качественный, доступный, достигающий своей цели контент? Какую его форму предпочесть? А главное — как заставить его работать? В исследовании представлена рабочая модель формирования такого контента, рассматриваются контексты, которые нужно учитывать при его создании, разбираются достоинства и недостатки различных форм и предлагаются способы масштабирования модели в зависимости от вуза и его задач.
ИНДУСТРИЯ КРЕАТИВНОГО ДОСУГА
В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА
Элеонора Медведь
Галина Грибкова
Ольга Киселева

В современном городе сфера развлечений готова удовлетворить любые запросы его жителей. И учреждения культуры вынуждены существовать в рамках жесткой конкуренции на рынке досуга. Как и чем привлечь горожанина, если в отличие от многих организаций учреждения культуры не обладают ни бесконечным бюджетом, ни широким штатом маркетолог и пиар-специалистов? Ответить на эти вопросы поможет проведенное исследование, в котором раскрываются потребности горожан и предлагаются способы взаимодействия вуза и учреждений культуры.
Наши авторы
Наши авторы
Екатерина Асонова
кандидат педагогических наук,
зав. лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ
Елена Иванова
кандидат психологических наук,
зав. лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ
Оксана Нестерова
кандидат психологических наук,
в.н.с. лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ
Анастасия Россинская
кандидат педагогических наук,
в.н.с. лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ
Ольга Айгунова
кандидат психологических наук,
зав. лабораторией профессионального развития
в образовании Института
системных проектов МГПУ
Гурген Акопян
кандидат социологических наук, с.н.с. лаборатории управления проектами, доцент Школы проектирования и образовательного предпринимательства МГПУ
Любовь Борусяк
кандидат экономических наук,
в.н.с. лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ, социолог НИУ ВШЭ
Андрей Иоффе
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогических технологий непрерывного образования Института непрерывного образования МГПУ
Татьяна Апостолова
кандидат исторических наук, доцент,
начальник Управления по связям
с общественностью МГПУ
Роман Комаров
кандидат психологических наук, доцент, ученый секретарь ученого совета МГПУ
Елена Врублевская
доктор педагогических наук, доцент,
заместитель руководителя Центра развития образования РАО
Анна Якшина
м.н.с. лаборатории развития ребенка
Института системных проектов МГПУ
Александр Левинтов
кандидат географических наук, доцент, в.н.с. Института естествознания и спортивных технологий МГПУ

Дмитрий Весманов
магистр менеджмента,
директор Школы проектирования
и образовательного предпринимательства МГПУ

Евгения Романова
доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ

Лариса Овчаренко
кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социологии
и психолого-социальных технологий
Института психологии, социологии
и социальных отношений МГПУ
Элеонора Медведь
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социально-культурной деятельности
Института культуры и искусств МГПУ
Галина Грибкова
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры социально-культурной деятельности
Института культуры и искусств МГПУ
Оксана Киселева
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры социально-культурной деятельности
Института культуры и искусств МГПУ
Сергей Весманов
кандидат экономических наук, доцент, зав. лаб. управления проектами, профессор Школы проектирования и образовательного предпринимательства МГПУ
Екатерина Барсукова
эксперт лаборатории образовательных инфраструктур
Института системных проектов МГПУ
Глеб Камкин
аспирант института географии РАН



129226, Россия, Москва,
2-й Сельскохозяйственный проезд, 4
+7 (499) 181-24-62
info@mgpu.ru
© Институт системных проектов ГАОУ ВО МГПУ 2019

Копирование и распространение материалов сайта возможно только по согласованию с администратором