КУЛЬТУРНЫЙ КОД: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОКОЛЕНИЙ
Реморенко Игорь Михайлович
Акопян Гурген Александрович
Весманов Дмитрий Сергеевич
Весманов Сергей Викторович
Апостолова Татьяна Михайловна


Взаимопонимание в обществе и эффективность образования напрямую зависят от того, насколько выявлены и осознаны сходства и различия в культурном коде представителей разных поколений и как они взаимодействуют. В проекте исследуются характер и структура элементов культурного кода, проявляющихся в том, из каких источников люди разного возраста получают информацию, как обмениваются ею, какие используют способы кодирования и раскодирования получаемых и отправляемых сообщений. Благодаря исследованию удалось сделать интересные выводы, в частности о том, что молодое поколение включено в большее число коммуникативных систем, требующих использования большего числа культурных кодов.
ГОРОДСКИЕ СООБЩЕСТВА И УНИВЕРСИТЕТ
Асонова Екатерина Андреевна
Метелкина Юлия Сергеевна
Сененко Олеся Владимировна


Изучение взаимодействия городских сообществ и образовательных организаций необходимо, чтобы выявить потенциальные и явные взаимовыгодные аспекты их сотрудничества. В рамках проекта проводилось исследование городских сообществ (их характеристик, локализации в городе, тематических полей); изучались практики реального сотрудничества образовательных организаций с соседскими и тематическими сообществами; собиралась информация об общественных объединениях студентов МГПУ; а также анализировались ресурсы МГПУ, которые могут использоваться для развития сообществ горожан на базе университета.
МОСКВА МЕНЯЮЩАЯСЯ
Иванова Елена Владимировна
Асонова Екатерина Андреевна
Князев Константин Евгеньевич


Москва – мегаполис, в котором постоянно происходят планировочные, градостроительные, социокультурные, миграционные изменения. Насколько комфортно жителям столичного региона находиться внутри этих изменений и быть не только их субъектом, но и объектом? Насколько горожане лояльны к подобному благоустройству в зависимости от пола, возраста, времени проживания в Москве, образовательного статуса и т.д. В каких новых сервисах они нуждаются и к какому объему нововведений готовы? В опросе уже приняли участие более 500 человек разных половозрастных и культурных групп, но исследование все еще продолжается.
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Баранников Кирилл Анатольевич
Лесин Сергей Михайлович
Стрикун Наталья Геннадьевна


Еще десять лет назад понятия «социальная сфера» и «коммерциализация» казались антонимами. Социальная сфера долгое время оставалась бюджетной, даже в постсоветское время. Изменилось ли положение дел теперь, когда Россия уже почти 27 лет строит рыночную экономику? В рамках исследования проведен опрос более 300 представителей школ, библиотек, музеев, университетов о том, как процессы коммерциализации проходят в их организациях. Ситуация меняется, но так ли радикальны изменения и куда движется тренд – на эти вопросы можно найти ответы в работе исследовательской команды.
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОТРЕБНОСТИ МОСКВИЧЕЙ
Врублевская Елена Геннадьевна
Шалашова Марина Михайловна
Весманов Сергей Викторович
Акопян Гурген Александрович


Целью проекта стал ответ на вопрос: каковы образовательные запросы жителей столицы в области неформального образования? Чтобы получить развернутый и информативный ответ, исследование было организовано в несколько этапов. Для начала анализировалась современная практика изучения образовательных запросов населения в России в области неформального образования. Затем была разработана программа исследования образовательных запросов москвичей. Третьим этапом стало собственно исследование данных запросов. На последнем этапе анализировалась собранная информация. Назначение проекта – не просто изучить и проанализировать запросы горожан, но использовать полученные результаты на практике – для разработки содержания и организации услуг в области неформального образования в МГПУ.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ "ПЛАСТИЛИН" И ТОК-ШОУ "ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Реморенко Игорь Михайлович (автор идеи)
Апостолова Татьяна Михайловна (руководитель)
Харитонова Татьяна Ивановна (продюсер)
Ковалев Павел Владимиров
ич (режиссер)

В основу проектов легла идея создания цикла просветительских мероприятий, посвященных актуальным вопросам развития образовательного и социально-гуманитарного пространства столичного мегаполиса. А их целью стало не только формирование у горожан интереса к проблемам образования и популяризации городского университета (единственного в стране городского вуза), но и выявление наиболее актуальных проблем образования и социально-гуманитарного контекста города и предложение возможных вариантов их разрешения с использованием новых методик. В рамках проектов каждый может познакомиться с экспертными оценками состояния различных направлений развития образовательной и социально-гуманитарной сферы Москвы.
НАВИГАЦИЯ КАК ЧАСТЬ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА
Иванова Елена Владимировна
Барсукова Екатерина Михайловна


Навигация – это не система указателей и не план в вестибюле. Данный проект позволяет увидеть навигацию как сложное явление, представляющее интерес для исследователей. В рамках проекта предлагается решать проблему создания актуальной и понятной навигации в университете комплексно,
с привлечением целого ряда средств, таких как разработка сквозной и понятной системы нумерации и обозначения помещений; единый графический стиль подачи информации для всех зданий университета; создание единой планировки всех корпусов и размещение ее в интерактивных киосках на входах и в переходах между корпусами; создание и внедрение мобильного приложения с указанием планировки корпусов и возможностью поиска необходимых помещений по заданным параметрам и др. В исследовании читатель найдет не только интересную информацию, но и примеры идей, которые можно использовать на практике не только в университете.


СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Заславская Ольга Юрьевна
Пучкова Елена Сергеевна
Горохов Сергей Владимирович


Сегодня не только расширяется интерес к исследованиям актуальных проблем города, но и увеличивается число жалоб горожан в социальной и образовательной сфере. Для решения многих вопросов требуется подробно изучить влияние социальных сетей в городском пространстве на формирование образовательных потребностей горожан и их мировоззрение, специфику городского сообщества, определение глобальных информационных потоков, позволяющих выявить значимые социально-образовательные дефициты города. В ходе исследования город был проанализирован как социально-образовательное пространство: выявлены социальные сети, которые наиболее активно используют горожане, группы и сообщества по социальным и образовательным проблемам, способы подачи жалоб; изучены результаты голосований горожан на сайте «Активный гражданин» и др. В итоге на основе проведенного исследования удалось разработать визуализированную модель карты социально-образовательного удовлетворения горожан и включенности их в социальное пространство города.
МАСТЕРСКАЯ ИССЛЕДОВАНИЙ МОСКВЫ
Левинтов Александр Евгеньевич

Почему в российской вузовской науке, в частности в географии, так мало собственно исследований и явно преобладают рутинные квалификационные или аналитические работы? Одно из возможных решений сложившейся проблемы – обучение не только предметным, но и исследовательским компетенциям, навыкам и умениям за счет включения студентов в реальные, а не учебные исследования и проекты. Такова одна из целей мастерской. Вторая, не менее значимая цель – проведение исследований под заказы субъектов городской жизни, а также под внутренние заказы самого университета. Это позволит быть полезными и нужными городу, а следовательно, быть городским университетом в подлинном, а не декларативном смысле.
КОНСТРУИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ СОТРУДНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА
Воропаев Михаил Владимирович
Егоров Илья Владимирович
Земченкова Виктория Викторовна
Наумова Диана Викторовна
Метелкина Юлия Сергеевна
Трухановская Наталья Сергеевна

Во всем мире множатся исследования, доказывающие, что университеты (в прежнем, классическом смысле) умерли или умирают; академическая карьера перестала быть идеальной карьерой (она объединила статус, благосостояние и творчество); преподаватель университета перестает быть «лектором за кафедрой» и становится исследователем, венчурным бизнесменом и бюрократом-администратором. В исследовании на примере МГПУ изучается, каким образом видят свое профессиональное будущее и продвижение по карьерной лестнице профессорско-преподавательский состав и заведующие кафедр, руководители научных подразделений университета. Кроме того, выделяются факторы внутренней среды университета и оценивается их значимость для сотрудников университета при решении карьерных вопросов.
НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Контакты:
© 2019-2024