Стендовые доклады

Представления педагогов дошкольного образования о детском участии и его практической реализации

Татьяна Ле-ван (Россия), Анна Якшина (Россия)

Реализация принципа детского участия в образовании позволяет формировать у детей важные компетенции для жизни в демократическом обществе. Однако на практике соучастие часто минимизируется: детям, особенно младшего возраста, оставляют право принимать решения только в отношении собственной игры и личных вещей, а в образовательном процессе в целом мнение ребенка не имеет никакого веса. Для более успешной реализации принципа участия необходимы инструменты, позволяющие объективно рассмотреть сильные стороны и дефициты практики с точки зрения условий для поддержки участия детей в принятии решений. Цель исследования — выявить связи между представлениями российских педагогов о детском участии и уровнем качества условий для поддержки участия детей в образовательном процессе. Использованы методы опроса и невключенного структурированного наблюдения. Обнаружено, что в целом большинство педагогов разделяют идеи поддержки детского участия, однако качество образовательной среды в исследуемом аспекте значимо различается. Социометрические характеристики не являются факторами, определяющими эти различия. Вне зависимости от уровня качества поддержки детского участия педагоги не стремятся расширять возможности детей, этот принцип действует только в пределах дошкольной группы. Делается вывод о том, что на фоне декларируемых представлений о важности принципа соучастия в реальной практике его применение часто фальсифицируется. Для изменения ситуации необходимо обсуждать с педагогами этот разрыв, прояснять истинные ценности и давать педагогам средства для реализации истинного соучастия.
Исследования