Стендовые доклады
Исследования

Специфика диагностики детей раннего возраста и консультирования их семей

Оксана Приходько (Россия), Олеся Югова (Россия), Светлана Феклистова (Республика Беларусь), Елена Рыкова (Россия)

В статье обоснована необходимость раннего выявления нарушений психофизического развития у детей первых лет жизни. Описываются основные принципы, подходы и специфика проведения психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития детей младенческого и раннего возраста. Приведены рекомендации к инструментарию и методическому обеспечению процесса диагностического обследования детей первых лет жизни, исходя из необходимости оценки определенных новообразований, умений и функций. Охарактеризованы основные факторы, влияющие на психофизическое состояние детей первых лет жизни. Даны рекомендации по длительности диагностической процедуры и определены основные требования к помещению для проведения психолого-педагогической диагностики детского развития. Представлены основные методы и приемы, применяемые в диагностике детей первых лет жизни. Обозначена проблема негативных воздействий социальной среды на становление сложной системы межанализаторных связей и психики ребенка. Описано влияние рождения ребенка с отклонениями в развитии на его семью, специфика эмоционального реагирования на установленный диагноз или заключение. Охарактеризованы основные правила, которые необходимо соблюдать в процессе консультирования и дана тактика консультанта при взаимодействии с членами семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Представлены методы и направления изучения такой семьи. Определены цели обучения родителей (законных представителей) способам взаимодействия с ребенком. Приведены задачи и особенности консультирования родителей детей с ОВЗ, дано содержание начальных этапов консультирования и сопровождения. Определена актуальность использования онлайн-консультирования родителей. Описана модель организации работы с системой «ребенок-родители», охарактеризованы основные педагогические условия, наиболее благоприятные для развития ребенка.