Стендовые доклады
Исследования

Субъективный взгляд педагогов: связь эмоционального выгорания и качества образовательного процесса

Ольга Вагаева (Россия), Ирина Ефремкина (Россия), Елена Ликсина (Россия), Валерий Люсев (Россия), Наталья Осипова (Россия)

В нашей стране в настоящее время к деятельности педагогов на всех уровнях системы образования предъявляются повышенные, зачастую противоречивые и часто меняющиеся требования. Анализ литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие между, с одной стороны, декларированием важности профессиональной деятельности педагога, с другой стороны, увеличением обязанностей, отчетности, ростом психоэмоциональной напряжённости педагогического труда и недостаточным интересом к субъективной оценке сложившегося положения самими педагогами. Целью данного исследования было выявление степени выраженности эмоционального выгорания у педагогов и субъективного восприятия педагогами связи эмоционального выгорания и качества учебно-воспитательного процесса. В исследовании использовались методы анкетирования, тестирования при помощи специально разработанной анкеты и Опросника на выявление уровня профессионального «выгорания» и деформации – Maslach Burnout Inventory (MBI) в модификации О. Поляковой.

Проведённое исследование показало, что проблема эмоционального (профессионального) выгорания педагогов существует в образовательных организациях всех уровней. Однако фокус данного исследования был смещен с самого факта эмоционального выгорания педагогов на субъективное восприятие педагогами факторов эмоционального выгорания как предиктора качества образовательного процесса.

Исследование позволило выявить выраженность таких компонентов эмоционального (профессионального) выгорания, как эмоциональное истощение и редукция личных достижений.

Психоэмоциональное напряжение, стресс, чувство подавленности и усталости, которые можно рассматривать как проявления профессионального выгорания, опрошенные педагоги связывают с ненормированным рабочим временем, значительным количеством непрофильной деятельности, высоким уровнем ответственности, которые, в свою очередь, ухудшают качество учебно-воспитательного процесса.