Стендовые доклады
Образование

Дополнительное образование детей как инновационный ресурс развития образовательного потенциала региона

Оксана Павлова (Россия), Ирина Иванова (Россия), Наталья Чиркова (Россия), Елена Буслаева (Россия), Ирина Бурлакова (Россия)

Один из векторов современного образования — формирование человеческого капитала. Дополнительное образование детей соответствует траектории развития мирового образовательного процесса, направленного на индивидуализацию и самовыражение личности, и может рассматриваться в качестве инновационного ресурса развития образовательного потенциала региона. В статье описан российский опыт выстраивания системы дополнительного образования. Показано, что данный опыт согласуется с мировыми образовательными практиками и обладает уникальными чертами, что представлено на примере Калужского региона (космическое образование, поддержка детской одаренности, профориентация в интересах региона). Дополнительное образование детей в России рассматривается как уникальная образовательная система. Представлен мировой опыт индивидуально-ориентированной образовательной практики, направленной на формирование человеческого капитала; используются статистические данные, отражающие работу дополнительного образования детей в регионе на примере Калужской области. Новизна исследования состоит в разработке рефлексивно-ценностного подхода к организации педагогического сопровождения саморазвития подростков в условиях дополнительного образования детей как ключевого элемента в формировании человеческого капитала. Данный подход представляет собой особый вид педагогического взаимодействия. Цель педагогической поддержки — поиск сопровождаемыми смысла собственной жизни и воплощение найденных смыслов в «проекте собственной жизни». Обозначены закономерности, на которых основан авторский подход (гуманистический тип взаимодействия между педагогом и подростками как партнерами-аккомпаниаторами, событийность образовательного процесса, расширяемая до границ жизнедеятельности ребенка в целом, выстраивание пространства для познания своей самости и её реализации подростком) и основные принципы (актуализация рефлексии, ценностное отношение обучающихся к своей жизнедеятельности). Педагогическое сопровождение подростков, основанное на идеях рефлексивно-ценностного подхода, способствует наращиванию человеческого капитала.