Один из векторов современного образования — формирование человеческого капитала. Дополнительное образование детей соответствует траектории развития мирового образовательного процесса, направленного на индивидуализацию и самовыражение личности, и может рассматриваться в качестве инновационного ресурса развития образовательного потенциала региона. В статье описан российский опыт выстраивания системы дополнительного образования. Показано, что данный опыт согласуется с мировыми образовательными практиками и обладает уникальными чертами, что представлено на примере Калужского региона (космическое образование, поддержка детской одаренности, профориентация в интересах региона). Дополнительное образование детей в России рассматривается как уникальная образовательная система. Представлен мировой опыт индивидуально-ориентированной образовательной практики, направленной на формирование человеческого капитала; используются статистические данные, отражающие работу дополнительного образования детей в регионе на примере Калужской области. Новизна исследования состоит в разработке рефлексивно-ценностного подхода к организации педагогического сопровождения саморазвития подростков в условиях дополнительного образования детей как ключевого элемента в формировании человеческого капитала. Данный подход представляет собой особый вид педагогического взаимодействия. Цель педагогической поддержки — поиск сопровождаемыми смысла собственной жизни и воплощение найденных смыслов в «проекте собственной жизни». Обозначены закономерности, на которых основан авторский подход (гуманистический тип взаимодействия между педагогом и подростками как партнерами-аккомпаниаторами, событийность образовательного процесса, расширяемая до границ жизнедеятельности ребенка в целом, выстраивание пространства для познания своей самости и её реализации подростком) и основные принципы (актуализация рефлексии, ценностное отношение обучающихся к своей жизнедеятельности). Педагогическое сопровождение подростков, основанное на идеях рефлексивно-ценностного подхода, способствует наращиванию человеческого капитала.