Профессиональные стандарты подготовки педагогов для обеспечения качества образования в городе
Наталия Николаева (Россия), Николай Михайлов (Росссия), Эльвира Михайлова (россия), Елена Деревлева (Россия), Светлана Семенова (Россия)
Проведенное исследование позволило выявить основные противоречия между образовательными и профессиональными стандартами в области подготовки педагогических кадров, определить наиболее «уязвимые» звенья в обеспечении системного подхода при организации образовательного процесса. Результатом проведенного анализа является научное обоснование необходимых изменений и согласований в образовательном и профессиональном стандартах с целью их совершенствования и повышения качества подготовки специалистов в педагогической отрасли.
Проведенный ранее анализ федеральных образовательных стандартов показал, что изменения в содержании компетенций направлены на реализацию образования как услуги, а не как педагогического процесса. Это затрудняет деятельность преподавательского состава по воспитанию молодого поколения преподавателей в традиционной парадигме отечественного образования. Вместе с тем в последнем поколении федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) содержится указание на необходимость учёта требований профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников. Также в п. 3.5. стандарта ФГОС 3++ указано на право образовательной организации «не включать профессиональные компетенции, определяемые самостоятельно, при наличии обязательных профессиональных компетенций, а также в случае включения в программу бакалавриата рекомендуемых профессиональных компетенций». Очевидным становится несоответствие требований ФГОС последнего поколения в части состава профессиональных компетенций и необходимости учета этих требований к обеспечению трудовых действий педагога, представленных в профессиональных стандартах, направленных на выполнение им должностных обязанностей. Это позволяет отнести проблему соответствия требований, предложенных во ФГОС и в профессиональных стандартах педагога, к числу актуальных.