Стендовые доклады
Исследования

Образование и город в англоязычных малоформатных текстах: аксиологический подход

Юлия Старостина (Россия), Марина Черкунова (Россия), Антонина Харьковская (Россия)

Настоящее исследование посвящено изучению лингвоаксиологического плана малоформатных текстов в англоязычном образовательном дискурсе. Эмпирической базой для анализа послужили 100 текстов-презентаций, размещенных на сайтах британских городских школ. Гипотеза исследования заключается в том, что малоформатные тексты презентаций в полной мере отражают ценностную парадигму, сформированную современным британским обществом в отношении сферы среднего образования в условиях городской инфраструктуры. При этом ценности трактуются как аксиологические доминанты, вербализованные посредством системы лингвистических маркеров. Новизна подхода к анализу лингвоаксиологического плана малоформатных текстов обусловлена его комплексным характером, включающим поступательное движение от уровня оценочных языковых средств к выявлению оценочных микро- и макроконцептов с последующей систематизацией полученных данных на уровне актуальных аксиологических доминант, связанных в сознании общества со сферой образования в контексте городской среды. Как показывает анализ, в качестве абсолютной ценностной доминанты современного образования выступает «Успешность» ученика, трактуемая в широком смысле как академическая успеваемость и как умение применить сформированные в процессе учебы навыки в дальнейшей жизни. При этом абсолютная ценностная доминанта «Успешность» распадается на два равнозначных макроконцепта, а именно «Академическая успешность» и «Личностное развитие». В свою очередь, макроконцепт «Академическая успешность» складывается из таких составляющих, как «Академические традиции школы», «Инновации» и др. В то же время второй, равнозначный по количеству лингвистических репрезентантов макроконцепт — «Личностное развитие» — реализуется через микроконцепты «Разнообразие видов деятельности», «Нравственное воспитание», «Комфортная школьная среда». Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки лингвоаксиологической проблематики в других дискурсивных областях.