Стендовые доклады
Здоровье

Подготовка педагогических кадров города Москвы к инклюзивному образованию в среде общеобразовательной школы детей с ограниченными возможностями здоровья

Ирина Яковлева (Россия), Сергей Яковлев (Россия), Вера Хитрюк (Республика Беларусь)

Качество образования напрямую связано с профессиональной компетентностью учителей. С распространением инклюзивного образования к педагогу предъявляются новые требования, в числе которых готовность к обучению, воспитанию и развитию детей с особыми образовательными потребностями. Учеными признается необходимость внесения изменений в подготовку педагогов общего образования (учителей начальных классов и учителей-предметников) для формирования у них готовности обучать школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В статье представлен анализ современных российских исследований по этому вопросу. К анализу были привлечены крупные исследования, проведенные за последнее десятилетие. В ходе исследования были использованы методы анализа, систематизации и сравнения современных подходов к подготовке педагога для инклюзивного обучения детей с ОВЗ. В статье представлено понимание российскими учеными термина «готовность к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья», а также перечень профессионально-личностных качеств, ценностно-смысловых ориентиров и профессиональных компетенций, которыми должен обладать педагог инклюзивного образования.

Проанализированы научные подходы к подготовке такого специалиста (компетентностный, интегрированный), подвергнуты критическому анализу предлагаемые формы обучения, рассмотрены вопросы содержания и новые технологии, применяемые в подготовке учителя к данному виду профессиональной деятельности, — контекстное, проектное обучение. Подчеркивается необходимость обучения приемам индивидуализации обучения.

В статье выявлены недостатки современной ситуации подготовки педагога общей школы к инклюзивному обучению детей с ОВЗ, предложен авторский взгляд на изменение формы такой подготовки.

Как результат проведенного анализа выделены перспективы дальнейших исследований в области подготовки педагогов для инклюзивного образования детей с ОВЗ.