Критерии эффективности технологий обучения в практиках подготовки учителей
Ирина Криштофик (Россия)
В статье представлены некоторые результаты научно-исследовательской работы «Исследование особенностей влияния технологий обучения в вузе на формирование профессиональных компетенций студентов и выпускников педагогического вуза», выполненной на базе Московского городского педагогического университета в 2018-2019 г.. Предпосылкой исследования явилась ситуация, когда образование все более начинает строиться вокруг запросов из будущего, в котором люди учатся всю жизнь и действуют в постоянно меняющемся мире. Поэтому образовательный процесс в современном педагогическом вузе ориентирован на такие требования, как сложность, адаптивность, практичность, встроенность в общество и экономику, ориентация на потребности обучающихся и их будущих работодателей. В вузе, реализующем инновационную модель обучения, применяются многообразные технологии обучения, преподаватели имеют право на свободный выбор форм и средств обучения, в связи с чем актуализируется проблема эффективности применения технологий обучения. Одна из задач исследования состояла в выявлении критериев эффективности технологий обучения в процессе формирования профессиональных компетенций будущих учителей. В результате применения опросных методов, контент-анализа, фокус-групп, анализа кейсов выявлены двенадцать критериев: целесообразность применения технологии обучения, гибкость в применении, переносимость практики, развитие педагогического мышления, развитие soft skills, ориентация на «само-процессы», ориентация на «про-процессы», интерактивность, практико-ориентированность, цифровизация, ресурсоёмкость, результативность. Полученные результаты позволяют осуществлять анализ и оценку эффективности технологий обучения в практике подготовки будущих учителей. Новизна работы и ее результатов определяются авторским подходом к выявлению критериев эффективности технологий обучения в образовательном процессе педагогического вуза.