Стендовые доклады
Образование

Подготовка тренеров-технологов деятельностных образовательных практик в вузе

Владимир Львовский (Россия), Антон Агапов (Россия), Татьяна Мысина (Россия)

Учитель, осваивающий новую парадигму, нуждается в поддержке. Уместно говорить об организации совместно-распределенного педагогического действия, в котором все рефлексивные функции выполняются учителем совместно с коллегами и тренером-технологом деятельностных образовательных практик. Специфической задачей тренера-технолога в этой ситуации является удержание смысловых ориентиров и нормативной структуры развертывающегося педагогического действия. Рефлексивность позиции тренера-технолога по отношению к учительской практике означает, что в поддержке учителя он должен опираться на деятельностную педагогику и соответствующие принципы организации и управления образовательными процессами. Здесь необходимо констатировать, что деятельностная парадигма образования с ее основаниями, целями и методическими находками пока еще не обрела целостной формы, пригодной для популяризации в среде школьных педагогов. На данный момент эта парадигма представлена набором теоретических конструктов в трудах классиков отечественной психологии и описанием ряда более или менее успешных экспериментальных образовательных практик. Предпосылки подготовки тренеров-технологов связаны с проблемой транспонирования деятельностного подхода, который наиболее развит в общем образовании, на подготовку тренеров-технологов деятельностных образовательных практик в вузе, в том числе посредством организации квазипрофессиональной деятельности. Цель данного обзора: рассмотреть различные аспекты подготовки тренера-технолога в вузе, в том числе особенности промежуточной аттестации. Использованы метод анализа литературы о деятельностных форматах профессиональной подготовки, методы проектирования образовательных событий и схематизации их организационно-содержательной составляющей. Полученные в ходе обзора результаты позволяют предложить проектные ходы по созданию условий, обеспечивающих возможность пробно-продуктивного действия будущих тренеров-технологов. Новизна работы определяется оригинальным подходом к организации подготовки тренеров-технологов, которая включает проведение образовательных событий с игровой составляющей, имеющих как диагностический, так и рефлексивный потенциал.