Стендовые доклады
Исследования

Инструменты субъект-субъектного взаимодействия в дистанционном и аудиторном обучении: визуальные дидактические регулятивы

Раиль Асадуллин (Россия), Валериц Штейнберг (Россия), Наталия Манько (Россия), Люция Вахидовна (Россия), Надежда Сытина (Россия)

Предпосылки исследования. Изменение механизмов субъект-субъектного взаимодействия, контроля и обратной связи при переходе на дистанционное и смешанное обучение; как одно из направлений возникающих при этом затруднений — поиск способа частичной компенсации затруднений с помощью новых дидактических наглядных средств.

Цель исследования. Поиск новых дидактических наглядных средств на основе когнитивной визуализации знаний, поддерживающих и направляющих учебную познавательную деятельность, взаимодействие и обратную связь в условиях дистанционного и аудиторного обучения.

Методы. В работе применены: метод анализа развития наглядных средств по критерию реализации когнитивных принципов представления знаний; метод логико-смыслового моделирования знаний с помощью универсальных учебных действий; метод построения наглядных средств на основе графической визуализации логико-смыслового моделирования знаний, представленных на естественном языке (языке обучения).

Результаты и новизна. Рассмотрены работы зарубежных ученых по различным аспектам дистанционного обучения и проблеме субъект-субъектного взаимодействия; отмечены некоторые подходы к формированию материализованного мыслеобраза изучаемых знаний; проанализированы укрупненные этапы развития дидактических наглядных средств и определены факторы трансформации наглядных средств в визуальные. Новые дидактические наглядные средства, разрабатываемые авторами и реализующие иллюстративные и регулятивные функции, предложено называть «визуальные дидактические регулятивы логико-смыслового типа» и использовать при субъект-субъектном взаимодействии в дистанционном обучении. Основа таких средств — также предложенные авторами логико-смысловые модели, полезность которых подтверждена длительной апробацией в аудиторном обучении; в настоящее время регулятивы используются в экспериментах в дистанционном обучении.