Стендовые доклады

Развитие комбинаторных способностей будущих педагогов в процессе разработки композиций математических задач

Александр Савенков (Россия), Марина Романова (Россия), Болд Лхамцэрэн (Монголия)

Развитые комбинаторные способности — необходимый компонент профессионализма современного педагога начальной школы. Важным свидетельством развитости комбинаторных способностей является продуктивность мышления при решении задач дивергентного типа. Она создает возможности для достижения оригинального результата посредством анализа, сопоставления и сочетания большого количества вариантов. Эффективным средством развития комбинаторных способностей у будущих педагогов являются занятия по методике разработки текстовых математических задач для младших школьников. Целью исследования выступал поиск методических приемов на занятиях по методике преподавания математики в начальной школе, активизирующий взаимную связь логического мышления и ряда некогнитивных способностей студентов. Данная взаимная связь рассматривалась как средство, позволяющее диагностировать и развивать комбинаторные способности будущих учителей начальной школы. В исследовании использовались методы тестирования с последующей математической обработкой. Для оценки некогнитивных факторов (уровня общего культурного развития, общей гуманитарной подготовки, особенностей микросреды, а также уровня общего психосоциального развития и др.) применялись методы:
  • оценки академической успешности;
  • экспертной оценки уровня общего культурного развития;
  • оценки уровня психосоциального развития.

Эти данные сопоставлялись с уровнем развития логического мышления студентов, определяемого по тесту Равена. На формирующем этапе исследования применялись оригинальные методические приемы, позволяющие стимулировать интерес студентов к составлению композиций текстовых математических задач для учащихся начальной школы. Предложенные методические решения задач диагностики и развития комбинаторного мышления у будущих педагогов, понимаемого как сочетание логического мышления и ряда некогнитивных факторов, показало свою эффективность. Разработка композиций текстовых математических задач для младших школьников является эффективным средством развития у студентов комбинаторных способностей.
Образование