Профессионализм преподавателя высшей школы и качество его деятельности во многом определяет качество подготовки будущих выпускников, готовых к профессиональному росту в условиях развития новых наукоёмких технологий и возрастающих запросов партнёров реального сектора экономики. В этой связи целью исследования выступает поиск путей и механизмов повышения профессионализма преподавателя, его подготовки и переподготовки в современной образовательной практике. В статье представлены результаты проводимого на кафедре «Педагогика и психология» ПензГТУ исследовательского поиска по заявленной проблематике. Новизна исследования заключается в предлагаемых на основе анализа нормативной, историко-педагогической и научной литературы зарубежного (Германия, Великобритания и США) и отечественного опыта эффективных идеях, подходах и принципах конструктивного решения проблемы в образовательной практике. Показано, что изученные и охарактеризованные модели совершенствования профессионализма и подготовки научно-педагогических кадров в вузе, выявленные ведущие принципы, лежащие в основе реализации этих моделей; обнаруженная взаимосвязь между целями, результатами и условиями подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров в реалиях сегодняшнего времени могут быть востребованы и успешно внедрены. В качестве перспективных направлений совершенствования профессионализма преподавателя высшей школы для эффективного решения вопросов качественной подготовки выпускников предлагаются: педагогическое сопровождение как наиболее продуктивная технология поддержки начинающего преподавателя в период его профессиональной адаптации; мониторинг эффективности деятельности педагогов с целью повышения качества их профессионализма и стимулирования к результативной и эффективной работе; социальное партнёрство и объединение всех видов образовательных ресурсов.