Людмила Сильченкова (Россия), Сергей Лихачев (Россия), Наталья Десяева (Россия), Татьяна Лихачева (Россия), Наталья Шевелева (Россия)
Статья посвящена изучению семиотических возможностей городской среды в качестве обучающего средства. Авторы анализируют литературу в области исследований города и указывают на значительный интерес системы образования к различным проявлениям городской жизни: архитектурным, дизайнерским, экологическим, адаптационным и др. При определении понятия «город» в многочисленных исследованиях обычно имеется в виду некое пространство, насыщенное различными не только природными объектами, но и сооружениями. К последним следует отнести дома, скульптурные и архитектурные памятники, городское пространство, организованное специальным образом, например, обозначенный определенными знаками центр города и его периферийная часть.
Исследователи настаивают, что город представляет собой сложно организованное семиотическое пространство, в котором ориентируется и живет горожанин. В организации городской жизни активно участвуют различные типы знаков (Ч. Пирс). Так, иконические знаки позволяют легко ориентироваться в городе, не прибегая к расшифровке символических знаков, то есть, не читая вывесок и названий, например, магазинов: висящий рядом с вывеской сапог позволяет определить, что перед горожанином обувной магазин. В таких знаках легко ориентируется ребенок, участвуя, однако, на равных со взрослыми в ориентировочной деятельности.
Целью данной статьи является рассмотрение образовательных возможностей города для формирования у детей младшего возраста знаковой деятельности, которая входит в различные виды учебной деятельности. Новизна представленного в статье исследования подтверждается отсутствием научных публикаций, прямо рассматривающих обучающие возможности знаков городского пространства. В качестве основного метода исследования выступает метод кодовой реконструкции.
Важную роль в статье играет фигура ребенка. Он выступает как центральный субъект восприятия города-учебника. Следуя идее ведущих исследователей семиотики, авторы рассматривают город как текст для прочтения ребенком. Аналитическая часть статьи основывается на учете впечатлений детей от городского текста.