Стендовые доклады
Образование

Интерактивные технологии формирования профессиональных компетенций управленческих и педагогических команд инклюзивной организации

Виктория Мануилова (Россия), Аша Гусейнова (Россия), Вера Хитрюк (Россия)

Данная статья посвящена раскрытию одной из ключевых задач современного российского образования — созданию условий доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Авторами подробно рассматриваются вопросы определения и разработки специальных (кадровых, программно-методических, материально-технических, организационных) условий в образовательных организациях разных уровней образования. Представлены результаты мониторингового исследования состояния готовности управленческих и педагогических команд образовательных школ, техникумов и колледжей к инклюзивному образованию. Мониторинг был проведен в десяти субъектах Российской Федерации. В Москве он прошел в школах и профессиональных образовательных организациях (колледжах и техникумах), реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.. Методы, использовавшиеся в процессе мониторинга: анкеты, опросники для руководителей образовательных организаций, учителей-предметников, специалистов сопровождения, преподавателей, мастеров производственного и родителей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. По результатам проведенного мониторинга сделаны выводы и определены ключевые проблемы по обеспечению образовательных организаций сотрудниками, владеющими профессиональными компетенциями в области инклюзивного образования. Также выявлены кадровые дефициты каждой образовательной организации и описаны направления развития управленческих и педагогических команд по вопросам организации и осуществления инклюзивного образования. Далее рассмотрены интерактивные технологии, используемые в процессе повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в области инклюзивного образования. Одним из рассматриваемых вопросов является вопрос организации и осуществления подготовки дефектологических кадров для специального и инклюзивного образования в условиях профессиональных образовательных организаций (колледжей, университетов). А также вопрос использования кадровых ресурсов в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций, в том числе реализующих разные уровни образования.