Стендовые доклады
Образование

Современное состояние гражданской грамотности школьников: материалы исследования столичного образования

Андрей Сорокин (Россия), Анастасия Половникова (Россия), Виктор Кириллов (Россия), Галина Калабухова (Россия), Наталья Маслова (Россия)

Определение трендов в развитии образования сегодня становится определяющим в долгосрочном прогнозе развития как отдельных государств, так и общества в целом. XXI век предложил принципиально новые подходы к определению целей образования и постановке образовательных результатов. Важным шагом в решении данной проблемы стало появление рамки «Навыки XXI века». Одним из элементов, заявленным в этой рамке, стало «Cultural and civic literacy». Следствием этого стали усилия международного сообщества по проведению исследований в области граждановедческого образования.
Цель настоящего исследования была определена, как выявление комплексного представления о содержании и оценке формирования гражданской грамотности субъектами — участниками образовательного процесса в городе Москве. Отбор методов исследования и разработка инструментария исследования базировались на концептуальных положениях исследований в области функциональной грамотности.
Новизна исследования связана с переносом опыта инновационных международных исследований в практику образовательных организаций столицы. Результаты исследования можно представить тремя блоками: блок, связанный с выявлением уровня знаний и понимания в области гражданской грамотности; блок, ориентированный на выявление условий и существующей практики формирования гражданской грамотности в образовательных организациях города Москвы; блок, выявляющий самооценку уровня гражданской грамотности у субъектов — участников образовательного процесса.
Результаты исследования позволяют констатировать, что в области знания и понимания респонденты демонстрируют достаточно высокий уровень владения основными граждановедческими терминами. Этот результат коррелируется с их уровнем самооценки. В качестве условий, необходимых для овладения грамотностью в области граждановедческого образования, респонденты называли наличие планомерной работы по граждановедческому образованию в школе, сформированность необходимого уровня правовой культуры в семьях, доступность сети Интернет.