Стендовые доклады
Образование

Развитие позитивной социализации и диалогической речи у старших дошкольников

Мария Романова (Россия), Татьяна Федоренко (Россия), Татьяна Савенкова (Россия), Екатерина Рябова (Казахстан)

Статья посвящена проблеме позитивной социализации детей в процессе развития диалогической речи. На ранних этапах эффективность процесса социализации личности во многом зависит от освоения умений и навыков устной речи, в частности речи диалогической. В нашей работе мы учитывали лингвистические положения о специфике и своеобразии диалогической формы речи. В соответствии с целью исследования — разработать содержание, формы организации, методы и методики развития диалогической речи как фактора позитивной социализации личности ребенка в период дошкольного возраста — разработана методика, которая доказывает, что уровень позитивной социализации зависит от освоения умений и навыков диалогической речи. В предлагаемой программе и методике акцент делается не только на умениях строить диалог в вопросно-ответной форме, но и на умениях оптимального аудирования (слышать собеседника, делать реплики-реакции в соответствии с услышанным, изменять ход беседы, не отступая от ее основной темы), а также этикетных и поведенческих умениях. Во время занятий по разработанной на основе методики «Программе позитивной социализации и развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста» наряду с диалогической речью у детей развиваются важные составляющие эмоционального интеллекта: умения адекватно выражать собственные эмоции, понимать эмоции и мотивы поведения других людей, совершенствуются навыки использования невербальных средств (мимика, жесты и др.) общения в процессе диалога, повышаются параметры, которые характеризуют позитивную социализацию: самооценка, самостоятельность, успешность. Программа прошла эмпирическую проверку, чем подтвердила свою эффективность.