Стендовые доклады
Исследования

Аспекты оценки качества образования в вузе

Виктор Антошкин (Россия), Ирма Левина (Россия), Иван Сергиенко (Россия), Рашит Тагариев (Россия), Дина Фатхулова (Россия)

Трансформация образования и высокие темпы социально-экономических процессов, происходящих в обществе, выявили потребность в объективной, разноаспектной оценке качества образования. Она должна стать регулярным социологическим измерением качества высшего образования и неотъемлемым составным элементом в модернизации процессов данных социальных институтов.

Данное исследование направлено на выявление качества образования с позиции видения студентов как участников данного образовательного процесса (по критериям: фундаментальность, достаточность, современность, уровень цифровизации качества образования), его влияния на их образовательный уровень и изучение студенческой мотивации к обучению, исходя из их оценки содержательного уровня учебных программ. Главный метод исследования — сравнительное социологическое исследование, в котором сопоставляются данные исследования студентов БГПУ им. М.Акмуллы с результатами других мониторинговых исследований в Российской Федерации и Республики Башкортостан. Дополнительно использовался метод фокус-групп.

В результате исследования удалось проанализировать отношение студентов к качеству образования, их мотивацию к обучению, оценку содержания и качества образования, отношение к технологиям и условиям обучения. По результатам исследования 2019 года 75% студентов БГПУ им. М. Акмуллы в целом удовлетворены уровнем качества образования.

Новизна исследования заключается в следующем утверждении: количественные параметры явно доминируют над качественными, что приводит к информационной перегрузке субъектов образовательного процесса и снижению уровня компетенций, определяющих умение студентов самостоятельно мыслить и анализировать информацию. В российских вузах практически не действует процедура свободного выбора дисциплин и программ, что снижает качество образовательного процесса и препятствует внедрению новых курсов. Обнаружено явное предпочтение обучающимися технологий живой коммуникации перед дистанционными технологиями. На качество образования влияют не только технологии обучения, но и содержание учебных планов и учебных программ. Органам управления образованием и руководителям вузов предложено переместить центр тяжести с образовательных программ и кафедр на персону преподавателя, конкретные дисциплины и курсы, а также реализовать механизм свободного выбора предметов и учебных курсов в университете.