Качество жизни и повседневная мобильность школьников: какой выбор делают московские родители?
Елена Нехорошева (Россия), Елена Алексейчева (Россия), Анастасия Кравченко (Россия)
Образовательное пространство современного мегаполиса отличается разнообразием. Нередко выбор школы, максимально отвечающий потребностям ребенка и семьи, осуществляется в удалении от дома, а развитие транспортной инфраструктуры облегчает этот выбор. Актуальными становятся исследования повседневной мобильности детей, факторов их определяющих, качество присутствия семей в передвижениях по городу в целях получения образования.
Цель исследования: оценка значимости для семей с детьми разных возрастов ситуации выбора школы в опосредованной или шаговой доступности и описание затруднений родителей.
Методы: авторский опросник, выборка 414 родителей обучающихся в одном из административных округов г. Москвы.
Тема повседневной образовательной мобильности в представлениях родителей является актуальной и значимой для города, удобство расположения школы — ключевой фактор выбора. Мобильность возрастает по мере взросления детей, фиксируется рост внутришкольной мобильности в связи с укрупнением школ, внедрением проекта «Школы большого города». Среднее время пути до школы составляет 10-минутную пешую доступность; наибольшее значение для семей, чьи дети учатся в опосредованной доступности, имеют витальные темы безопасности для жизни и здоровья детей, в т. ч. темы образа жизни. Требуется дифференцированный подход в разработке программ для родителей, чьи дети ходят пешком в школу и семей, пользующихся личным автотранспортом.