Стендовые доклады
Здоровье

Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с аутизмом как средство улучшения качества их жизни

Елена Тимофеева (Россия), Ксения Тимофеева (Россия), Владимир Шинкаренко (Россия)

Данная статья посвящена вопросам организации и осуществления коррекционной помощи детям раннего возраста с расстройством аутистического спектра. Раскрываются ключевые аспекты проблем, лежащих в основе речевых и неречевых трудностей данной категории детей. Затронута тема единственного общепринятого метода (прикладной анализ поведения), широко используемого в работе с этими детьми. Доказана целесообразность иного подхода к комплексной коррекции речевых проблем детей с нарушением коммуникации. Подход основан на выявленных особенностях речевой и неречевой сфер детей с аутизмом. Исходя из результатов констатирующего эксперимента, обоснован выбор современных зарубежных методик (Tomatis, Floortime, Sensory Integration) в коррекции речи и поведения детей с нарушением коммуникации. Выбранные методики позволяют значительно повысить результативность коррекционно-педагогической работы, улучшить качество социальной жизни этих детей. Проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов в контрольной и экспериментальной группах. Экспериментально доказано: налаживание эмоционально-коммуникативной составляющей психического развития ребенка, а также улучшение обработки его слуховых, тактильных, вестибулярных и проприоцептивных ощущений значительно ускоряет коррекционный процесс, что играет решающую роль в развитии речи, а также в развитии неречевых функций. Значение данного исследования состоит в доказательном использовании комплексного подхода к коррекции детей с аутизмом в сенситивный период их развития (2-4 года). Ранняя комплексная помощь дает шанс на достижение успехов в социально-речевом развитии этих детей уже к началу школьного обучения (7-8 лет), что значительно повысит качество их жизни и будет способствовать наилучшей интеграции в общество.