Стендовые доклады
Образование

Деятельностная пропедевтика для овладения начальными компетенциями: естествознание для городских школьников

Мария Янишевская (Россия), Елена Высоцкая (Россия), Анастасия Лобанова (Россия), Светлана Хребтова (Россия)

Приобретение и овладение начальными компетенциями по естествознанию особенно трудно для городских школьников, так как их личный опыт в этой области скудный и противоречивый. В то время как исследователи подчеркивают важность экспериментальных опытов, межпредметных связей и практикоориентированность, разработка подходящих методов по ознакомлению школьников с естествознанием все еще является сложной задачей. Основываясь на культурно-исторической теории (Выготский) и развивающем обучении (Давыдов), мы разработали деятельностную пропедевтику естествознания для 5-ых классов и апробировали ее в своих предыдущих исследованиях. В нашем новом пилотном учебном проекте мы адаптировали материалы к начальному образованию, чтобы изучить самые ранние этапы формирования начальных компетенций. В экспериментальном классе (20 школьников, 6-7 лет) было по три урока в неделю. В качестве источника данных для качественного анализа использовались наблюдение в классе, работы учащихся, викторины, тесты, аудиозаписи классных бесед, журнал учителя. В данной статье наряду с работами школьников и дискуссией представлен фрагмент по изготовлению хлеба. Результаты обсуждаются с точки зрения «сдвигов» в формировании исходных компетенций, которые мы наблюдали в течение года. Формирование моделирования (которое мы считаем главной компетенцией, исходя из нашего анализа) требует пристального внимания в будущих исследованиях.